Несмотря на все жизненные трудности, состраданием и любовью Патимат смогла убедить людей в том, что добро и человеческое тепло, преданность делу, никогда не забывается. Все хорошее остается в памяти поколений. По зову сердца, имея твердый характер, волю и боль за людей, она взвалила на себя ответственность собрала материал для книги о русских учителях.

Видя халатное отношение некоторых чиновников, у многих давно опустились бы руки в этой тяжелой работе. Но Патимат своей добротой, своим словом, терпеливостью, все равно довела эту работу до конца.

Она собрала большой материал о русских учителях, попыталась отдать дань уважения и почета, в благодарность за непосильный их труд. Русские учителя не взирая ни на что, приехали в неизведанный для них край, преданно служили и были приняты дагестанцами, как самые близкие родственники.

Велика роль русских учителей, благодаря которым дагестанцы приобщались к русской и мировой культуре, науке, технике. Сегодняшние преобразования это заслуга и русских учителей, воспитавших сотни тысяч дагестанцев, которые впоследствии добились больших результатов. Образ первой учительницы навсегда остался в памяти благодарных учеников.

С именем русской учительницы связаны самые дорогие, теплые и радостные воспоминания дагестанцев. Они отдавали частицу своего сердца, щедрость души, открывали мир знаний, учили детей жить и трудиться, учили верности, прививали любовь к своему народу и Родине, предопределили их характеры, судьбу и жизнь, так писала Патимат Геличова в своих трудах.

- Патимат, вы уже давно собираете материалы о русских учителях, проработавших в Дагестане. Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями сталкивались приезжие учителя в Дагестане?

- Учителя, приехавшие еще совсем юными, преодолевали трудности, связанные с незнанием языка, культуры и обычаев, отсутствием транспорта, дорог, и тяжелыми жизненно бытовыми условиями жителей в сельской местности, работавших не считаясь со временем и своим здоровьем;

В те времена с каждым годом в Дагестане становилось все больше и больше школ. Дети в сельских школах обучались на своих родных языках. Однако низким был образовательный уровень и самих дагестанских учителей. После установления советской власти в Дагестане развернулась огромная работа по преодолению культурной отсталости горцев.

В республику было направлено большое количество учителей из разных уголков страны. Впоследствии, русский язык фактически стал вторым родным языком для дагестанцев.

В каждом населенном пункте было несколько русских учителей и медработников, которые всецело отдавали себя не только педагогическому делу, но и воспитанию детей.

В Дагестан приезжали учителя из Оренбургской, Воронежской, Курской, Ярославской, Московской, Липецкой и других областей. Они не только учили детей, но и сами учились у них языку, местным обычаям. Многие из них навсегда остались в районе, связав с Дагестаном и дагестанцами свою жизнь. Некоторых учителей уже нет с нами, но память о них навсегда сохранится в наших сердцах.

- Расскажите, пожалуйста, как в Дагестане встречали новых учителей?

- Приезжих учителей встречали теплым приемом руководители районных организаций. Их устраивали до отправки к месту их назначения в специально отведенных и оборудованных помещениях, откуда они потом отправлялись на транспорте, присланном за ними. Их тепло встречали руководители сельских советских и партийных организаций совместно с учителями данной школы и устраивали в отведенных и отремонтированных квартирах. Правление колхозов отпускало приезжим учителям по низкой цене продукты первой необходимости: муку, масло, сыр и овощи.

- Патимат, а как жили учителя в те времена?

- В те далекие годы в населенных пунктах не было света и газа, нормальных дорог и транспорта. Условия жизни горцев были трудными. На русском языке разговаривать умели очень немногие. Русские учительницы, видя все трудности, связанные с созданием для них нормальных бытовых условий, преодолевая языковой барьер, стали учить дагестанских детей грамоте, писать, читать, мечтать, как жить, любить, дружить, работать и добиваться поставленной цели. Они делили невзгоды со старшим поколением дагестанцев, чувствовали себя членами их семей. Большинство за короткое время научились разговаривать на местных языках, посещали свадьбы и дни рождения сельчан, помогали в летний период при уборке урожая горянкам, находили общий язык с местными жителями, чем снискали к себе уважение и понимание.

Дети в первое время не понимали русского языка, а русские учителя не знали родных языков местного населения, но не отступали перед трудностями. С детьми изъяснялись жестами, показывали предметы и по-русски называли их. Когда детей принимали в пионеры, они для всех в классе шили белые блузки, юбки и брюки, не спав ночами. Дети приходили в школы по горным тропинкам не в старой одежде, не всегда сытые, сонные, но счастливые, и посещение школ считали праздником.

Их учили всему тому, чего не могли им дать родители. Учителя старались отмечать позитивные даже незначительные сдвиги хвалили детей, слабым давали сперва простые задания и за ответы поощряли. К ученикам относились как к личности, уважительно, учитывая их способности и возможности. Находили к ним индивидуальный подход, к каждому уроку готовились так, будто

проводили его в первый раз, с учетом особенностей класса, каждого ученика. Правильная работа с детьми создавала благоприятную психологическую атмосферу для развития учащихся, проводили уроки без крика, спокойно, объясняли ребенку содержание материала, разъясняли, как нужно себя вести на уроке и перемене, чем достигалось полного взаимопонимания с родителями. Они помогали развивать таланты, способности каждого ученика. Уроки проходили стремительно, все дети работали с удовольствием и без напряжения. За сорок пять минут дети успевали написать диктант, разобрать предложения, ответить на вопросы учителя, ознакомиться с новым материалом, и получить домашнее задание.

Было понимание, что надо быть не просто учителем, а творческой личностью, что учитель - главное действующее лицо. Учить детей означало и учиться самим, быть в курсе всех методик и программ, принося в класс самое ценное. Каждый из учителей имел свой характер, почерк, боролся за качество, грамотность и объективность в обучении. Призвание, обаяние, талант, умение подобрать ключик к каждому ученику, позволяли им довести до детей поставленные задачи. Их усилия были направлены на формирование у детей гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, способности к успешной реализации в обществе.

- Как русским учителям жилось в Дагестане? Чем они занимались?

- Они не только умело, активно и устойчиво вели работы по воспитанию подрастающего поколения, но и занимались повышением трудовой активности женщин, обучали их следить за своим здоровьем, выполнять обязанности материнства, помогали в селах женским советам в организации работы по месту жительства. Кроме указанных вопросов они занимались подготовкой девушек к созданию семьи, помогали создать условия для многодетных и бедных семей, разрешать возникавшие спорные вопросы, выявляли и добивались оказания помощи остро нуждающимся семьям, добивались того, чтобы горянки проводили в жизнь новую этику, моральные ценности, делали все справедливо и нравственно чисто, тем самым внося свою лепту в решение и социальных задач. Они проводили «девичники» с приглашением интеллигенции сел и многодетных родителей, где делились опытом ведения семейной жизни, вели беседы по самым интересующим вопросам. На этих мероприятиях, показывали способности то или иной семьи; определялись лучшие семьи года и вручались подарки. Русские учителя, словно теплый огонек притягивали и аккумулировали вокруг себя хороших и добрых людей, имели жизненную, деловую, профессиональную хватку, целеустремленность, легко и ненавязчиво пропагандировали новые моральные ценности, дарили окружающим людям доброту и свет, добивались того, чтобы у местных женщин развивалась интуиция и ответственность, выступали за мир в доме, сглаживали острые углы и побуждали быстрее воспринимать перемены. Учителя поощряли лучшие устремления детей, воспитывали светлое в детских душах, внушали веру в высоконравственные принципы, учили оценивать поступки, и вырабатывать собственное мировоззрение, устремлением в будущее. Они очень любили детей, дружили с ними, получали удовольствие с ними было интересно. Проложив дорогу к сердцам горцев, они завоевали их доверие и почет. Их уважали за скромность, любовь к детям, упорство и настойчивость в труде. Зная, что для формирования личности, кроме интеллектуального развития, требуется и нравственное воспитание подрастающего поколения, они добивались укрепления дагестанских традиций.

Работая в разных населенных пунктах, учителя каждую субботу собирались в райцентрах, где проводились культурные мероприятия (художественная самодеятельность, песни, танцы, показ кинофильмов), обменивались мнениями и опытом работы по вопросам повышении качества обучения учащихся, что сближало их между

собой и местным населением. Такое общение было весьма актуальным для повышения квалификации педагогов. За качество и результативность педагогической работы лучших учителей поощряли, дополнительно они получали за классное руководство, что повышало престиж учителя и привлекало молодых педагогов в школы. В годы советской власти для воспитания подрастающего поколения была создана материально-техническая база, идеология на союзном уровне была направлена на привитие молодежи необходимого морально-нравственного духа. Молодежь на селе воспитывалась в тесном единстве нравственных и трудовых начал с формированием у нее высокой морали, интернационализма, патриотизма, добросовестного отношение к труду. В районах юноши и девушки бывали в контакте с взрослыми из всего села, слушали их мудрые изречения, воспринимая ценное для будущей жизни. Дети росли в селах, не имея комфортного жилья, элементарных медицинских услуг, без полноценной для роста еды, зато их учили скромности, уважать старших, как вести в разных обстоятельствах, учили коротким молитвам, содержащим просьбы к Всевышнему.

- За доблестный труд, самоотверженность, признав неоценимую помощь русских учителей, в Дагестане построен памятник русской учительнице...

-Да, 2006 году в Махачкале, был открыт памятник, и мемориальный комплекс высотой 15,5 метра, состоящий из 4-х треугольных вершин, отображающих образ Страны гор и стремления человека к вершинам познания мира. От пирамиды кольцами расходятся аллеи и дорожки. В центре располагается скульптура русской учительнице высотой 3,8 метра, олицетворяющая собой образ педагога, посвятившего себя обучению и воспитанию подрастающего поколения. У основания пирамиды расположен музей города, от него исходит широкая платформа - эспланада с аллеями, бассейнами, фонтанами.

- Патимат, расскажите, пожалуйста, о книге, которая должна выйти. Как собирала материал? И с какими трудностями сталкивалась, когда собирала материал для книги?

- Материал для книги я собираю несколько лет. Эта долгая и тяжелая работа. Собирала материал из разных источников - эти воспоминания очевидцев, учителей и учеников, публикации в газетах, это и архивные материалы, часто выезжала в горные районы и города республики с целью найти и сохранить память о великих людях того времени. Конечно, не просто было перебирать и компоновать весь объем информации. Долго не могла завершить работы - издать книгу, так как не было финансирования, очень хотела успеть к Году учителя, хотела издать хоть тоненкую книгу но, к сожалению, не получилось. Собрали еще материал и с каждым годом все больше и больше , на сегодня у нас 800 страниц. Мне повезло, наконец, меня услышали в Москве. Выиграла грант Президента РФ. Мой проект поддержали в Институте проблем гражданского общества. Огромное спасибо М. А. Слободской Уже готова передвижная выставка, которая состоит из 60 фотографий учительниц. Открытие выставки будет в институте усовершенствования учителей в г Махачкале и оттуда старт по всем районам. В надежде доведения до максимально широкой аудитории роли русских учителей в Дагестане, их роли в сближении дагестанских и российских культур, в целях патриотического воспитания молодежи буду ездить по районам и городам. И готовится фильм.

Нужно отдать должное общественным организациям, что не оставляют без внимания эти важные вопросы духовного развития. Справка: Патимат Геличова участница боевых действий в Афганистане, после возвращения в Дагестан окончила Дагестанский Государственный университет (ДГУ), Является председателем Общественной организации «Содружество женщин» созданной для защиты общих интересов героических людей, с достоинством исполнивших свой гражданский и воинский долг по защите Отечества в локальных войнах, вооруженных конфликтах, боевых действиях и антитеррористических операциях, а также членов их семей.

Война, убийство, терроризм знает не понаслышке. Прошла вместе с мужем-офицером горячий Афганистан, а говорит о тех испытаниях, с которыми, работая медсестрой, приходилось столкнуться в течение последующих четырех лет, она могла бы рассказывать несколько дней. А в 2001 году погиб их сын капитан ФСБ. Обе дочери -работают , одна юристом и другая экономистом и имеют шестеро внуков.

И женщины Дагестана всегда сыграли огромную роль в сохранении единства Дагестана. Вспомните историческую личность Парту Патимат, поэтессу Анхил Марин, роль женщины в разгроме Надир-шаха, участие женщин в Великой Отечественной войне, около 30 женщин дагестанок выполняли интернациональный долг в Афганистане, ботлихские женщины как защищали целостность всего Дагестана.

Яркий пример - Как боролась и погибла - учительница русского и литературы, посвятившая более 40 лет жизни своим ученикам с Губдена Елена Трифтониди. После смерти мужа офицера вела в селении большую борьбу против распространения идеологии экстремизма сепаратизма, осуждала терроризм, мешала местным преступным элементам проводить свою грязную политику, препятствовала навязыванию молодежи антигосударственной идеологии. Она была шокирована и возмущена подлостью тех, кто убивает работников правоохранительных органов. Понимая, что Елена может поднять за собой дагестанский народ, часто не понимающий происходящее процессы, бандподполье приняло решение убрать ее со своего пути. Они организовали позорное убийство Елены Георгиевны и ее семьи во время посещения ими кладбища.

В результате тщательно организованного покушения экстремисты подорвали скамейку возле могилы ее мужа. Тела трех безвинных женщин дочки, золовки и ЕЕ были разорваны в клочья и разбросаны по кладбищу. Лишь Мадина - дочь осталась в живых, благодаря плите на могиле отца, которая упала на нее. Через год был убит и сын Елены - офицер. Террористы все отняли у этой женщины мужа, сына, дочку, золовку и сама была убита за принципиальную позицию. Её жизнь, деятельность должна стать примером для каждого из нас-женщин.