Есть люди легкие на подъем, с открытой душой, не жалеющие ни сил, ни собственных средств, ни времени и постоянно работающие во благо республики. Можно сказать, что ни одна международная или отечественная выставка произведений народного творчества в Москве не обходится без участия сестер Качуевых из Балхара. Основатель династии Качу Гаммадов внес неоценимый вклад в декоративно-прикладное искусство Дагестана. Он был создателем фольклорно-этнографического ансамбля «Балхар», этнографом, заслуженным деятелем культуры Дагестана, Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии, ему было присвоено звание народного мастера России по прикладному искусству, а также Качу Гаммадов был отмечен знаком «Мастер — золотые руки». В 2005 году в Москве состоялась торжественная церемония вручения национальной премии за заслуги в развитии народного творчества «Душа России», где Качу Гаммадов стал лауреатом номинации «Народный сказитель Кавказа, исполнитель эпоса».

Дагестан на фестивале «Многоцветие России»
В МДН на фестивале «Многоцветие России» ярко и богато представили Дагестан

Наследники Качу — все сестры Гаммадовы — не только сохранили, но и передают все знания и демонстрируют емкое наследие отца, который собрал и передал дочерям огромное количество старинных платьев, украшений, кувшинов, национальных ковров, настенных панно, мечей, кинжалов и многого другого. Сестры не растаскали по своим домам наследие отца, а сохранили в семейном музее. Когда Гаммадовы принимают участие в выставках, они выносят свое неоценимое богатство в люди, порой безвозмездно, чтобы с гордостью показать и рассказать о богатом многообразии народного творчества и искусства Дагестана.

© П. Расулова
Конференция «Многонациональный Дагестан культура, традиции и современность»

 

Одна из дочерей Качу — искусствовед, Заслуженный работник культуры Республики Дагестан Фатима Гаммадова — рассказала корреспонденту «Россия для всех» о семейных реликвиях, в частности о старинных бесценных костюмах, инкрустированных серебром и золотом. Она отметила, что редко можно найти в Дагестане старинные платья, подобные имеющимся в их коллекции, притом сохранившиеся в первозданном виде. Эти платья, даже при бережном отношении, все же подверглись изменениям, они кое-где порваны, кое-где требуют серьезной реставрации. Раньше сестры Гаммадовы выдавали эти платья тем, кто просил, теперь, призналась Фатима, они редко выносят их в люди. Не все модели понимают, какую ценность носят, и иногда относятся к платью не с должной осторожностью, а порой теряют дорогие серебряные элементы платья. «Поэтому мы с сестрами решили, что это платья нужно беречь для своих потомков, и будем выносить реже. И я рада, что могу показать и рассказать о костюме вашему порталу», — отметила искусствовед.

Конференция «Многонациональный Дагестан культура, традиции и современность»
Конференция «Многонациональный Дагестан: культура, традиции и современность»

Мы представляем видеоматериал, где Фатима Гаммадова рассказывает о секретах балхарского костюма, об украшениях, застежках, к которым имеет право прикоснуться только муж, об обереге, о том, чем отличаются костюмы акушинки, цахурки, цудахарки, балхарки и кумухской девушки, а также о том, какой элемент костюма свидетельствует о том, что девушка девственна и чиста и она является невестой.

Смотрите фотоальбом, посвященный одному из фестивалей, где принимает участие Фатима Гаммадова со своей коллекцией >>