Уклад жизни каждого народа характеризуется некоторыми особенностями, свойственными только этому народу или определенной этнической группе. У народов Северного Кавказа, и в частности Дагестана, исторически сложился особый военизированный быт, который способствовал формированию у населения своеобразных черт характера. Данный уклад жизни, безусловно, накладывал свой отпечаток и на женщин.

Многие исследователи, характеризуя женщин-горянок, отмечают у них черты, присущие мужчинам: воинственность, бесстрашие, мужественность, смекалку. На воинственность женщин Дагестана оказали влияние несколько факторов. На наш взгляд, истоки женской воинственности (не только женщин Кавказа) уходят своими корнями в эпоху матриархата. Со времен матриархата сохранился у народов Северного Кавказа обычай почитания старшей женщины в роду и культа женщины — матери. Так, например, особым уважением пользовалась девочка, рожденная в семье первой.

Несмотря на то, что со временем роль мужчины во всех сферах жизни стала доминирующей, но отголоски матриархата давали о себе знать и в другие исторические эпохи. Так, например, у многих народов Дагестана женщины преклонного возраста и сегодня состригают волосы на затылке
Во-вторых, это был внешний фактор. Как известно, выгодное стратегическое расположение Дагестана привлекало к нему внимание многих завоевателей, и он неоднократно подвергался нападению со стороны многочисленных поработителей. В разное время на непокорную страну гор устремляли свои взоры арабские завоеватели, монголо-татары, полчища Тимура и Надир-шаха и др. А всякая война — это, безусловно, испытание, и особенно для женщины.

У горянок Дагестана, в силу военизированного уклада жизни, многочисленных войн, постоянной угрозы нападения со стороны врагов, выработались прекрасные военные навыки. В истории дагестанского народа можно встретить немало примеров героического поведения женщин-горянок, которые взявшись за оружие, защищали родную землю.

© Магомед (лакец)
Парту – Патима

Далеко за пределами Дагестана известен подвиг юной девушки Парту-Патимы из лакского селения Кули, которую прозвали дагестанской «Жанной Д' Арк».Когда в 1396 году крохотный Дагестан пытался покорить грозный завоеватель Тамерлан, то борьбу дагестанских народов с иноземными захватчиками возглавила девушка Парту Патима, своим примером вдохновившая воинов на борьбу против «Грозы Вселенной» — Тимура. Благодаря ее героизму горцы одержали победу. Парту-Патима стала для них настоящей героиней.

В период кровопролитной Кавказской войны женщины-горянки также принимали участие в боевых действиях, а при необходимости вставали на место своих убитых мужей и сыновей и показывали пример настоящего героизма.

По мнению некоторых исследователей, участие женщин в боевых сражениях Кавказской войны объясняется только лишь катастрофической нехваткой боеспособных мужчин. Объяснить данный феномен, на наш взгляд, можно тем, что долгая, изнурительная война практически истребила все мужское население Дагестана, а не только боеспособное. В аулах оставались немощные старики, дети и женщины.

Что же касается участия женщин в политической жизни Дагестана, то их было не так много. И, как правило, это были женщины из привилегированных сословий, жены и дочери ханов и беков, которые, в силу определенных обстоятельств, могли оказать влияния и на политические события. Но необходимо отметить, что эту возможность они получали только после смерти своих мужей или же при их болезни.

Известно, что в конце XVIII века правительницей Дербента была Тути-Бике. Ее сильный характер проявлялся во многих сложных ситуациях. Так, однажды ее брат Эмир Хамза, ложно известив свою сестру Тути-бике о смерти ее мужа Фатх Али-хана, потребовал сдачи крепости Дербента. Однако она, распознав коварство своего брата Эмира Хамзы, собрала своих сторонников и стала оборонять город. Одевшись в мужское платье, она постоянно появлялась на стенах города и своей неустрашимостью ободряла защищавшихся жителей. Именно благодаря Тути-бике Дербент, выдержав осаду 9 месяцев, голод и мучения, не сдался. Следует отметить, что, завоевав уважение жителей Дербента, Тути-бике после смерти своего мужа Фат-Али-хана смогла решать самостоятельно многие важные политические задачи.

Безусловно, наиболее яркой личностью в политической жизни Дагестана в первой четверти XIX века была правительница Хунзаха Паху-бике, вдова Аварского хана Алисултан-Ахмеда. Известно из источников, что она играла важную роль в политических событиях Кавказской войны. Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в Дагестане, Паху-Бике не боялась открыто симпатизировать царским властям, чем вызывала гнев у мюридов. А в 1830 г. Паху-бике, выступив открыто против мюридов Гази-Магомеда, на деле доказала, что женщины-горянки способны решать самостоятельно и политические задачи.

Жизнь Паху-бике трагически оборвалась в 1834 г. Мюриды Гамзат-бека убили ее сыновей Нуцал-хана и Ума-хана, а затем на площади прилюдно казнили ее, всадив в горло кинжал. Паху-бике стойко приняла смерть и навсегда осталась в памяти народа, в ее легендах и песнях. А самое главное, жестокая расправа над Паху-бике настроила против мюридов многих жителей Дагестана и подняла волну социальных протестов.

© односельчане.ru
Дагестанские горцы

Итак, рассмотрев некоторые аспекты участия женщины в социально-политической жизни традиционного общества Северного Кавказа, можно сделать вывод, что она не была «забитой женщиной гор». Как видно из приведенных выше примеров, в определенные исторические моменты женщины принимали самое активное участие в жизни общества, являлись непосредственными участницами социально-политических процессов. Безусловно, история Тути-Бике, Ханум-бике Каракахан-бек кызы и Паху-бике и их деятельность не совсем вписываются в сложившийся стереотип кавказской женщины исследуемых периодов. Но их история лишний раз заставляет нас по-новому взглянуть на роль женщин в жизни традиционного северокавказского общества.
Мутиева О.С.

© односельчане.ru
Дагестанские горцы