Дагестан славится уникальными мастерами, изумительной природой и патриотами страны, которые хорошо знают историю своего села, соблюдают традиции и не забывают обычаи предков. О своем селе и празднике, который отмечают каждый год, рассказала корреспонденту интернет-портала «Россия для всех» Патимат Расуловой Хадижат Залимханова, ответственный секретарь районной газеты «Голос Цумады», уроженка селении Ричаганих.

0

Село Тинди

Селение Тинди Цумадинского района Республики Дагестан расположено у подножия горы Адалло-Шухгэль-меэр (по-тиндински «Кабала беса»), покрытой вечными ледниками, на правом берегу реки Килы, на труднодоступном Богосском горном массиве. Высота отдельных вершин горного массива - более 4 тыс. км над уровнем моря. Ледники и вечные снега покрывают несколько квадратных километров. Наиболее мощным ледниковым массивом является Беленги, площадь которого составляет 4 кв. км, причем толщина ледника значительная - кое-где достигает 170 м.

Растительный и животный мир Богосса богат и разнообразен. Здесь встречаются реликтовая береза Радде, редкое, исчезающее растение бодяк тиндинский. В гористых местностях и на скалах Адалло-Шухгэль-мэр обитает дагестанский тур, на скалистых участках - безоаровый козел. Богосс - излюбленное место альпинистов и туристов.

О происхождении названия горы Адалло-Шухгэль-мэр имеются следующие сведения: от аварского «Гlадамал щолареб мегlер» («Гора, куда не ступит нога человека») произошло название этой горы.

История селения Тинди уходит в глубокую древность. Когда именно было основано поселение, не установлено. Однако слова старожилов, данные археологических раскопок свидетельствуют, что поселение было издавна обжито человеком.

Об этом свидетельствуют и остатки разрушенного поселения на горе Гъоблъи щебола, и многочисленные захоронения, найденные во время строительства нового квартала села. В этих захоронениях были найдены женские украшения, бронзовые статуэтки и многочисленные изображения крестов, подтверждающие, что в древности тиндинцы исповедовали языческую религию или были христианами.

Походы более сильных народов привели к вытеснению и переселению некоторых не желавших подчиняться групп населения из мест их первоначального обитания, что приводило к складыванию новых этносоциальных образований: селений, обществ, тухумов. Так и было образовано селение Тинди на горе Гъоблъи щебола. С восточной стороны здесь протекает река Тиндинка, с южной - река Кила. Село было естественным образом защищено со всех сторон от набегов соседей.

 

0

Высокогорное село Тинди

Рост имущественного и социального неравенства и жажда наживы еще более стимулировали феодальных правителей к совершению набегов, грабежам соседних сел. Вот почему аулы строились на вершинах гор, на труднодоступных скалах, на крутых берегах рек - с целью создания естественных преград. Тиндинское общество было одним из крупных сельских поселений. Сами себя жители общества называли «идари» (руководители).


О происхождении названия села Тинди имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, «ТIинди» происходит от слов «тIил чIвай» («тIил» - «палка», «чIвай» - «поставить»). Приезжие охотники ставили палки на место ночлега в пещере вокруг горы Гъоблъи щебола, подвешивали на них свое снаряжение. Отсюда и произошло название «Тинди».

Другая легенда гласит, что древние люди научились готовить из ячменя или яровой пшеницы алкогольный напиток под названием «динди» с использованием хмеля, который растет на берегу реки Килы. Отсюда и произошло название «Тинди».

Есть и третье предположение, которое, вероятно, ближе к истине.

Рассказывают, что в далекие времена на дне ущелья была дорога, соединяющая Дагестан с Грузией. Путники, спускаясь в ущелье, говорили: «Идем на отдых на дно». По-аварски дно «тIино» - ТIинди.

Главной отраслью хозяйства тиндинцев было земледелие. Хотя земли не хватало, каждая семья имела свой клочок неудобной земли - «мульк». Горцы старались иметь клочок пашни, который традиционно символизировал определенное благополучие семьи. Отсюда и высокие цены на землю в горах.

 

0

Невеста, прикрывая лицо платком, вместе с женихом двигаются к центру села

Тиндинцы отмечали разнообразные праздники. Наиболее значимым был праздник Кьаба. Он знаменит еще и потому, что в соседних обществах такого праздника не было. Может быть, он остался еще со времен язычества или христианства.

Начинался праздник в середине зимы, то есть по истечении 40 дней от начала зимы, где-то 2-3 февраля. По сельскохозяйственному календарю тиндинцев зима длилась с 20 декабря по 20 марта. После зимней спячки природа с середины зимы начинает пробуждаться. Дни становятся теплее, длиннее, а ночи короче. Праздник готовили всем селом. Ответственных никто не назначал. Все как один готовили праздник.

По старому обычаю заквашивался местный слабоалкогольный напиток - мед. В назначенный день все жители села приносили в общий котел кто муку, кто мясо, кто сыр.

 

0

Еду готовят в огромных кастрюлях на всех гостей и сельчан

Женщины пекли хлеб, варили мясо, готовили угощение. После полудня с окраины села или из близлежащих хуторов надо было привести в село «Кьабалъа бахIарай» - невесту Кьаба.

Невестой становилась несостоятельная, бедная женщина, обычно вдова. За невестой на конях отправляли мужчину и женщину.

Молодежь преграждала путь свадебному каравану, требуя выкуп, то есть кувшин хлебного напитка, бутылку самогона или водки, хлеб и мясо.

0

Детям, оградившим дорогу невесте раздают подарочки

Больше одного раза никто не имел права преграждать дорогу свадебному каравану. Как только получали выкуп, открывали дорогу. Тот, кто получил выкуп, сопровождал процессию до дома невесты Кьаба.

Невесту одевали подружки и выводили из комнаты. Сажали ее верхом на коня сзади женщины, которая приехала за ней.

Подруга садилась на другого коня сзади.

Женщины и молодые девушки несли приданое невесты, собранное всем селом: постельные принадлежности, одеяла, подушки, кухонную утварь и так далее.

 

0

Основные обряды праздника выполнялись в центре села

Свадебный караван медленно продвигался к центру села. По пути молодежь опять преграждала ему путь, требуя выкуп. Как только получали выкуп, освобождали дорогу и провожали процессию до центра села.

Там уже начиналось веселье: танцы, песни под барабан и зурну. При приближении невесты Кьаба к центру села ее осыпали сладостями, мелкими монетами, символизировавшими успех и достаток в этом году, а дети собирали эти сладости и мелкие монеты. Затем всех кормили.

После угощения опять начиналось веселье, танцы и песни. Кто приглашал невесту Кьаба на танец, тот должен был класть на ее голову деньги. Веселье продолжалось до глубокой ночи.

0

Все сельчане принимают участие в праздновании Кьаба

Наконец невесте Кьаба давали подарки: отрезы на платье, платки, обувь, деньги и так далее. На этом праздник заканчивался.

Этот праздник был массовым, в нем участвовали молодые и старые. Все это делалось очень торжественно. Вот таким был тиндинский праздник Кьаба, праздник пробуждения природы.

0

Танец жениха

И в наши дни мы стараемся в воспитательных, познавательных целях не забывать обычаи и обряды наших предков. Хотим молодежь воспитать в духе патриотизма, любви к отчизне, научить ее уважать старших, дружить. Потому в своем селе проводим подобные праздники, которые проходят очень весело и шумно.

0

К вечеру все заходят в помещение, где и продолжается веселье