Табасаранские ковры являются визитной карточкой Дербента.

Дагестан - это единственная республика, где сохранились традиции ковроткачества на территории России. Этот уникальный вид промысла получил развитие в Дербенте еще с 6-7 века, то есть этим традициям почти 1500 лет!

В настоящее время в Дербенте проживает 15% табасаранцев. Этот народ славится на весь мир своим видом национального искусства - ковроткачеством. Это ручная, долгая и кропотливая работа. Плетение одного хорошего ковра требует около полугода. Сейчас ковры служат в основном для украшения, а раньше местные жители утепляли им свои дома.

Табасаранские ковры всегда пользовались большим спросом и справедливо считаются одними из лучших дагестанских ковров. Существует несколько типов ковров, все они отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса.

Например, ковер сумаг (или сумах), достаточно дорогой и ценится знатоками, в том числе, за рубежом. О технике тут -http://www.elitecarpets.ru/news2/2010-01-13/27.htm

Также есть ковер сафар (название орнамента дало название собственно типу этого ковра). С этим ковром связана легенда. Жила-была девушка по имени Сафар, ее возлюбленный отправила пасти овец, но попал в бурю и погиб. Она соткала ковер в память о нем, рисунок ковра рассказывал историю их любви и гибели молодого человека (отара овец, буря и тд. Конечно, это не мультяшные рисунки, а всяческие символы и силуэта, расшифровав которые можно прочесть эту легенду).

Кроме ворсовых ковров в табасаранских аулах изготавливаются и двусторонние паласы. Общая композиция табасаранского паласа состоит из неповторяющихся широких поперечных полос, внутри которых крупные геометрические узоры.

В сюжете информация о Дербенте: Неразгаданные тайны древнего города Дербента>>

В прошлом ковровщицы сами изготовляли пряжу и растительные краски. Ковры изготовлялись в домашних условиях. В каждом табасаранском доме был свой ковровый станок. Такое положение сохраняется и в настоящее время, так как почти каждая женщина занимается ковроткачеством наряду с работой в колхозе или по дому. Однако высокое качество табасаранских ковров и большой спрос на них на внутреннем и внешнем рынках вызвали необходимость создать специальные условия для резкого увеличения производства ковров, после чего во многих табасаранских аулах были созданы специальные ковровые артели, объединяющие женщин-ковровщиц.

В самом же Дербенте существует Музей ковра - http://derbentmuzei.ru/shema-muzeja/muzei-kovra-i-dekorativno-prikladnogo-is.html