Начальник раскопок экспедиции, ведущий сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Людмила Гмыря, рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» о новых открытиях. На основании раскопок Паласа-сыртской экспедиции дагестанские ученые смогли изучить этнографический костюм элитных женщин древней эпохи.

Надо отметить, что в 2014 году Паласа-сыртской археологической экспедицией было проведено исследование двух памятников, находящихся вблизи селения Рубас Дербентского района, - Паласа-сыртского курганного могильника IV-V веков и открытого в 2014 году архитектурного объекта с условным названием «Остатки монументального каменного строения» V середины VI веков.

По словам Л. Гмыря, на Паласа-сыртском курганном могильнике, стационарные раскопки которого ведутся с 80-х годов ХХ века, а в последние 6 лет (2009-2014 годы) проводятся при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), в этом году исследовалась обособленная группа курганов №5. В группе находилось 8 курганов, в них было выявлено 9 захоронений, 6 из которых были потревожены грабителями.

Из особенностей этой группы захоронений собеседница агентства отметила захоронение трех человек в одной могиле, парное погребение мужчины и женщины и захоронение под одним курганом в разных могилах взрослой женщины и ребенка 1-2 лет. Захоронения были произведены в однотипных Т-образных катакомбах по одинаковому обряду - умершие лежали вытянуто, на спине, головой в южном направлении.

0

«В четырех потревоженных погребениях было выявлено очень мало вещей, еще в двух инвентаря не было. Два неограбленных погребения содержали богатый инвентарь. Среди уникальных находок следует назвать железный черешковый трехлопастной наконечник стрелы, который находился внутри погребенного мужчины, под ребрами, что свидетельствует о том, что человек был захоронен вместе с убившей его стрелой и фрагментом древка, к которому был привязан. Благодаря этому обстоятельству один из видов вооружения кочевников стал доступен для исследования, хотя у населения этого региона не было обычая помещать лук и стрелы вместе с умершим.

По материалам двух неограбленных погребений (парное - мужчины и женщины, индивидуальное - женщины) реконструируется этнографический костюм элитных женщин. Костюм включал головной убор с прикрепленными к нему длинными височными привесками с фигурным концом и проволочные серьги. В парном погребении у мужчины не было инвентаря, а женщина была одета в богатый наряд - ее головной убор был расшит 2 тыс. 70 экземплярами синего бисера и игольчатым кораллом. Поверх оплечной одежды женщин, у ключиц были прикреплены фибулы (застежки), к которым привязывалась низка бус. На поясе имелась пряжка. В убор костюма женщины с бисерным головным убором был включен проволочный браслет, что впервые выявлено на могильнике. У обеих женщин были металлические зеркала с петелькой для подвешивания на поясе, помещенные в чехлы. В каждом погребении были керамические сосуды, металлические изделия, выполненные из серебра, височные привески, украшенные штампованным орнаментом. Погребение женщины с бисерным головным убором сопровождал ритуальный набор - геометрические фигурки из мела, помещенные в глубокую деревянную тарелку», - рассказала Гмыря.

0

Она подчеркнула, что материалы раскопок Паласа-сыртского курганного могильника позволяют исследовать этнокультурные особенности и социальную структуру политических образований кочевников Западного Прикаспия в эпоху Великого переселения народов.

Охранные раскопки были проведены в этом году и на вновь открытом памятнике «Остатки монументального каменного строения» V - середины VI веков, расположенного в долине реки Рубас, при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и при участии Правительства Республики Дагестан.

«К началу исследования объект культурного наследия, зафиксированный Минкультуры РФ в феврале 2014 года, представлял собой обширный котлован глубиной более 3 метров, заполненный бутовым камнем с известковым раствором. Местный житель, выявивший этот объект при вспашке своего участка, вывез с его территории более 30 крупных каменных блоков длиной от 110 до 180 см, рассчитывая использовать их при строительстве дома. Вывезенные блоки в настоящее время переданы на хранение в среднюю школу селения Рубас, где открыты для обозрения. По своим размерам, технике обработки и специфическим деталям, используемым при укладке в стену, данные строительные материалы близки к каменным блокам облицовки Дербентских крепостных сооружений и горной стены «Даг-бары» середины VI века.

0

Экспедицией была проведена расчистка северного участка котлована. Был выявлен отрезок фундамента стены протяженностью в 3 метра, состоявший из бутового камня на известковом растворе. Внешний фас фундамента был усилен кладкой из обработанных крупных каменных плит. В связке со стеной предположительно находился башенный выступ, направленный к северу, в сторону Дербента. В пределах котлована удалось расчистить внешнюю восточную стену «башни» на длину 2,2 метра, ее высота составила 2,3 метра, она была сложена из 9 рядов регулярной кладки массивными каменными блоками, имевшими ступенчатые уступы.

Предполагаемая «башня» не имела полости, она была забутована щебенкой и бутовым камнем на известковом растворе. Восточная стена «башни» уходила под северный край котлована, ее изучение будет продолжено в следующем году. С целью обнаружения непотревоженных участков монументального каменного строения были начаты раскопки и вблизи котлована. На раскопе были расчищены 3 плиты длиной 2,35 и 2,5 метра, лежавшие параллельно друг другу. Под одной плитой был выявлен второй уровень плит, на которые она опиралась. В культурном слое обнаружено несколько обломков жженого кирпича разных размеров и незначительное количество керамики. Раскопки на этом участке также будут продолжены в следующем году», - рассказала Людмила Гмыря.

0

По словам археолога, выявленный объект имеет большое значение для изучения строительной деятельности Сасанидского Ирана по возведению заградительных рубежей (длинных стен) в Западном Прикаспии, предназначенных для предотвращения проникновения в Закавказье кочевых племен, обосновавшихся в Прикаспийском Дагестане в IV-VII веках.