Большой интерес проявили наши читатели к материалу о сборе урожая в Дагестане, о том, что фермерам приходится сдавать продукцию за бесценок и на полях все же остается много несобранного урожая. Кто в этом виноват и как создать систему, отвечающую интересам фермеров, как без потерь привезти продукты агрокомплекса в центральные регионы России, крупные города, которые очень нуждаются в экологически чистых, богатых витаминами и минералами, выращенных в лучших природных условиях, вкусных и полезных фруктах и овощах? О проблемах фермеров и о том, что нужно делать для улучшения логистики в этой области, корреспондентке «РДВ» Патимат Расуловой рассказал доктор экономических наук, известный аграрный эксперт, бывший вице-премьер правительства Дагестана (2013-2015 годы), куратор инвестиционных проектов ООО «Югагрохолдинг» Шарип Шарипов.

- Шарип Исмаилович, в Республике Дагестан начался сезон сбора урожая. Как он начался для сельских тружеников и какие урожаи ожидаются в этом году?

— Да, уборка урожая в самом разгаре, и сельхозпроизводители Дагестана в этом году намерены увеличить поставку на рынок качественных плодов и овощей в объемах, превышающих прошлогодний уровень. Нужно сказать, что погода не балует в этом году, только на той неделе градобитие произошло в ряде горных районов, нанесен ущерб фермерской продукции. Чуть раньше от града пострадали овощеводы Левашинского и Акушинского районов, которые выступают лидерами в производстве капусты и ряда других культур.

В этом году выдался хороший урожай абрикоса, тогда как в прошлом поздние морозы уничтожили практически в полном объеме. Думаю, что около 140 тыс. т плодов (131 тыс. т в 2016 году) будет собрано в республике и 1,4 млн т овощей — на уровне прошлого года. Особенность дагестанского плодоводства в том, что в структуре производимых плодов семечковые и косточковые практически поровну распределяются, в то время как в целом по стране доля косточковых не превышает в общем объеме 19%. Соответственно, Дагестан — безусловный лидер в стране по производству таких косточковых, как абрикос, персик и другие.

Абрикосы
Дойдут ли фрукты из Дагестана до потребителей в Москве? Проблемы и поиск их решения

 

- Как в республике осуществляется вывоз урожая, реализация излишков? Есть ли какая-либо система закупок?

— Сегодня специальной службы, наделенной полномочиями закупать у агропроизводителей выращенный урожай, нет в масштабах страны, что в принципе и не входит в функции государства в условиях рыночной экономики. А так везде снует множество разрозненных перекупщиков, для которых это является бизнесом, предлагают порой цены, не покрывающие затраты на выращивание урожая. Когда речь о скоропортящейся продукции, выхода у аграриев не бывает — вынуждены отдавать, чтобы получить что-нибудь за свой нелегкий труд. Такая ситуация заставляет отдельных фермеров вносить коррективы в свой функционал — они закупают транспорт или объединяются с соседями и сами вывозят в регионы, на свой страх и риск, свою продукцию. Вполне естественно, что успех зависит от множества факторов, и полагаю, что нельзя оставлять аграриев один на один со своими проблемами.

Одним из путей выстраивания системы закупок является формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов, о необходимости развития которых в последние годы говорят на всех уровнях, даже в последнем послании президента России. Это направление в наибольшей степени востребовано в Дагестане и в регионах со схожими аграрными структурами, где основными агропроизводителями выступают множество личных подворий и фермерских хозяйства, на которые в совокупности приходится более 85% аграрной продукции региона. К примеру, в республике аграрной деятельностью занято более 420 тыс. ЛПХ и 13 тыс. фермерских хозяйств, которые объективно нуждаются в помощи, не только в сбыте урожая, но и в решении других задач.

Создаваемые кооперативы будут от имени и по поручению своих учредителей, сельхозпроизводителей, заниматься в том числе и сбытовыми вопросами. Не нужно придумывать велосипед, необходимо изучить положительный опыт отдельных регионов, как, например, Липецкая область и другие. Третий год из федерального бюджета выделяются деньги на создание материально-технической базы этих кооперативов — СПК (сельские потребительские кооперативы). Дагестан в этом году подключился к этой программе и получит чуть более 100 млн рублей, с использованием которых можно создать пилотные кооперативы, с тем чтобы в последующем тиражировать по республике. Это внушительная сумма, и полагаю, что при эффективном ее использовании должны возникнуть работающие СПК, в первую очередь сбытовые.

Ну согласитесь, что это работа на будущее, нужны время, усилия. К тому же несколько созданных кооперативов проблемы сбыта не решает.

- Как быть в этой ситуации? Ведь не скажешь фермерам: вы подождите, пока мы создадим кооперативы.

— Правильная постановка вопроса. Действительно, нужно здесь и сейчас решать проблему, к тому же при отсутствии средств на эти цели. У многих такая ситуация вызывает ощущение, что в стране переизбыток фруктов и не знают, куда их девать. На самом же деле одним из высокоимпортозависимых направлений является производство фруктов, поскольку в целом по стране самообеспеченность фруктами составляет всего 30% при 45% в Дагестане.
Все дело в том, что плодоводство имеет сезонный характер и в период сбора урожая цены складываются минимальные, а фруктохранилищ не хватает, в силу чего мы едим завозимые извне фрукты. А если говорить о косточковых, их сбывать нужно в короткий период.

Во-первых, можно увеличить сбыт внутри самого региона. Взять, например, Махачкалу, где функционирует центральный продовольственный рынок и еще несколько мелких, которых недостаточно с учетом размеров и населения. Вот и получается, что в условиях низкой конкуренции из-за малочисленности торговых точек цена на продукцию, даже в сезон большого урожая, сохраняется высокая. Проигрывают как производители, у которых закупили по низким ценам, так и потребители, для которых снижается доступность фруктов.

Поэтому необходимо организовывать в городах временные точки для сезонной продажи и более активно проводить сельскохозяйственные ярмарки, не дожидаясь осени, ведь нам важно в сезон закупить полезный продукт для своего потребления.

Для этого администрациям городов нужно сформировать перечень подходящих мест для торговли в определенный период с указанием адресов, которые распределяет по районам региональный минсельхоз и оказывает необходимое содействие райадминистрациям в организации сезонной торговли.

Получается, что сельхозпроизводитель встречается лицом к лицу с потребителем, выигрывают все: потребитель, который получает возможность приобрести из первых рук качественный товар по хорошей цене, и аграрий, получающий на месте за свой труд наличность!

В этом случае также не будет необходимости ехать из одного конца города в другой конец за парой килограммов абрикосов.

Для этого не требуется финансов, а всего лишь инициатива со стороны заинтересованных лиц и структур.

Во-вторых, нужно помочь агропроизводителям в вывозе своей продукции за пределы республики, тем более что ее любят и ждут во многих регионах страны.

В этих целях можно подключить представительства республики в регионах страны, потенциал которых можно и нужно использовать для организации сезонных поставок нашей продукции потребителям этих субъектов. Ведь одно дело, когда наши производители на свой страх и риск повезут по неопределенному адресу товар, и совершенно другое, если они получат хотя бы ориентир, в каких объемах и что можно поставить на фермерский рынок или другое отведенное место в городах нашей страны. Варианты могут быть разные, требуется организующее начало и соответствующая координация от заинтересованных лиц на республиканском уровне. Существует практика подписания с регионами соглашений о сотрудничестве в разных сферах, вот и нужно начинать с этих простых шагов, помогая фермерам находить потребителей своей продукции.

© Из личного архива
Шарип Шарипов

 

- В последние годы у всех на слуху модное слово «агрологистика». Что делается для ее создания?

— Выше озвучил меры оперативного реагирования на трудности со сбытом, а так без формирования цивилизованной системы товародвижения — инфраструктуры агропродовольственного рынка — не обойтись. Задача долговременная, требующая инвестиций, где без адекватной господдержки не обойтись.

Сегодня государство стимулирует создание логистики путем возмещения до 20% прямых понесенных затрат на строительство плодоовощехранилищ определенных параметров, правда, пока ни один объект в республике еще не сдан в рамках этих правил. Есть несколько проектов по созданию современных мощностей по хранению, переработке, упаковке и доведению продукции до товарного вида, но они в ближайшем будущем не окажут влияния на ситуацию в этой сфере.

Есть еще программа создания оптово-распределительных центров (ОРЦ), которые для участия в программе господдержки должны иметь мощность единовременного хранения не менее 30 тыс. т сельхозпродукции, причем с возможностью разом хранить не менее пяти видов продукции, что нереально для нас с учетом нашей микроагроструктуры.
Нужно в корне перестроить работу по распространению положительного опыта регионов в создании агрологистики, с тем чтобы могли перенять те из них, кто начинает двигаться в этом направлении. На сайте Минсельхоза страны необходимо создать раздел, в котором будет информация о построенных в последние годы объектах агрологистики с отражением основных параметров, о специальном оборудовании для этих целей и многом другом, что будет выступать ориентиром для других. Практически отсутствует подобная информация, что усложняет маршрут тех, кто намерен заниматься развитием этих направлений.
К примеру, Кабардино-Балкарская Республика совершила скачок в создании фруктохранилищ, где мощности для единовременного хранения превышают 90 тыс. т плодов! Или то же по овощеводству в Астраханской области и так далее.

— Вы проходили стажировку в США и побывали в других странах для обмена опытом. В какой стране лучше всего организована работа доставки свежего товара до покупателей?

— Везде по-разному, все зависит от местной специфики и страновых особенностей, но всех объединяет одно — что сельхозпроизводители не вынуждены сами бегать и искать покупателя своей продукции. В большинстве этих стран функционируют развитые системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, когда фермеры являются членами специальных сбытовых кооперативов, которые всецело и заняты решением общих кооперативных задач. У фермера не болит голова об этом, его задача — произвести качественный товар, отвечающий строгим нормам. Обязательное условие — высокое доверие между членами кооператива. Эти кооперативы уже определяют, куда и по какой, нередко заранее оговоренной, цене сбыть продукцию. Есть и другие варианты.

В наших же условиях сложно фермерской продукции пробиваться на прилавки сетевых структур, существуют различные обременения, в том числе необоснованно высокая плата за вход, бонусы за прилавок и так далее. Законодательное регулирование, о чем постоянно все говорят, не оказывает чувствительного влияния на ситуацию. Без заметного упрощения этих административных и экономических обременений нельзя рассчитывать на прогресс в этой области.

Механический перенос зарубежного опыта ничего не даст, нужны консолидированные усилия по всему широкому спектру проблем на системной основе.

Только системная работа, наполненная эффективными, апробированными инструментами, среди которых государственная поддержка, будет иметь важнейшее значение, позволит добиться очевидных результатов.

© Из личного архива
Шарип Шарипов