© Из личного архива
Рамазан Рабаданов

Известный дагестанский политолог, комментатор спортивных состязаний Рамазан Рабаданов очень интересно рассказывает про политику под соусом собачьих боев.

Он признается, что друзья часто спрашивают о его увлечении, о том, что он нашел в собачьих боях, как может человек с тремя высшими образованиями увлекаться «низменными» страстями.

А вот сам Рамазан утверждает, что собачьи бои спасли Дагестан.

Об этом он и рассказывает в своем посте в соцсетях.

— Нереализованные желания в виде внутренних эмоциональных раздражений, неудовольствий, тоски, потерянности становятся бессознательной эмоциональной силой, требующей своей разрядки.

Кавказские адаты, строгий уклад жизни подавляет или требует ограничения многих внутренних желаний, и человек в одиночестве не может слить негатив. Ему нужна коллективная среда, ликующая и переживающая людская масса. В толпе происходит непроизвольный сброс лишней, отрицательной энергии.

Вспомните хачилаевские события на площади. Там люди в большинстве своем хотели видеть зрелище, быть в толпе, выпустить пар от злобы на страшное падение уровня жизни. С идеями мало кто толкался на площади.
Там главным было ощущение единства с массой людей. СССР ушел, забота о людях кончилась. Самоограничение поведения, отсутствие зрелищ, ощущение одиночества толкало людей на активный способ снятия агрессии.
Это было второй раз, когда дело чуть до войны не дошло. Только благоразумие братьев Хачилаевых, Сураката Асиятилова, Сайгидпаши Умаханова, Испая, Верблюда да и самого деда спасло Дагестан от войны.

© Р. Рабаданов
История о том, как собачьи бои спасают Дагестан

А война была в Азербайджане, полыхала Грузия, авиация бомбила Чечню, только Дагестан оставался не тронутым пожаром братоубийственной войны.

Почему, спросите вы? Потому что Дагестан тогда был единственным местом, где было массовое зрелище. Именно собачьи бои оттягивали наиболее агрессивную часть людей на себя, забирали негатив и отпускали домой разгрузившихся, одухотворенных и опустошенных от агрессии людей.

Повторю: собачьи бои успокоили самых агрессивных участников возможной войны.
Более того, когда театры без ремонта, зарплаты и отопления пришли в упадок, концерты и спектакли исчезли с экранов, дагестанцам было куда пойти — это собачьи бои и борьба. Но борьба была только раз в году на Алиевском турнире, а собачьи бои — каждый месяц.

Вы спросите, разве только в Дагестане были собачьи бои?
Да, были и в других республиках, но там после первого или второго тура люди дрались между собой, разгорался скандал и больше зрелища никто не хотел организовать. Там они умирали, так и не родившись.

Когда нет милиции, ничьей поддержки, нет стадиона с ограждением от бешеных болельщиков, в пустом поле спасти многолюдное зрелище от разношерстной, агрессивной многонациональной толпы можно только при наличии тонкой дипломатии, умения интриговать и сталкивать интересы болельщиков на самих трибунах. Арену спасли от массовых побоищ, люди получали удовольствие и разрядку эмоций. На стадионы начали ходить семьями и даже целыми аулами.

Вторую, а может, и главную роль сыграло мое умение разжигать зрелище как самое главное событие, как центровое приключение дня.
Людям не оставалось времени на личный междусобойчик, потому что на ринге бился их любимый Тарзан или Каплан.

Третье, что спасало праздники, — это то, что я умел находить спонсоров для победителей. Людям есть нечего, а тут кто-то дарит собакам ДВД, телевизоры, а то и автомобиль! Кроме духовного добавился и материальный интерес. Большую помощь мне оказывали мэры городов, богатые люди. Но самую большую помощь я получил от бедных людей. Они добровольно становились дружинниками и успокаивали пьяных, придурков от природы, наводили порядок среди хозяев, на трибунах и на поле.

В итоге зрелища получили полноценную упаковку, дисциплину и все атрибуты массового мероприятия.
На поле многое делалось впервые: были согласованы с чабанами весовые категории собак, правила выигрыша, правила судейства, правила поведения хозяев и болельщиков. Это целая наука, которая никем еще не была разработана. Приходилось учить и хозяев, и судей, и ветеринаров.

Теперь времена изменились, появились вацапы, одноклассники, фейсбуки, людям есть где общаться, выливать свой негатив и позитив. Потребность в собачьих боях исчезла. Даже вольная борьба потеряла своих болельщиков.
Зрелища и массовые сообщества переметнулись в инстаграм и фейсбук. Теперь там рулят админы, есть свои Рамазаны Рабадановы, которые бережно сохраняют свою аудиторию, развивают, интригуют и сплачивают свои сообщества.

© Р. Рабаданов
История о том, как собачьи бои спасают Дагестан

Но те физически реальные события, страсти-мордасти, которые проходили на собачьих боях — на дагестанских полигонах развития народной дипломатии, — помогли Дагестану сохранить мир на этой земле, а многим участникам тех событий — стать одними из лучших политиков и бизнесменов республики.

Я сейчас смотрю на власть, парламент — наиболее адекватными и стабильными политиками являются именно те, кто был рядом со мной в те годы, когда бурлил и шумел Дагестан. Они впитали в себя чувство единства с народом, умение видеть настроение толпы, способность общаться с людьми в крайне напряженной ситуации, смотреть и видеть уклон в развитии обстановки.

Еще в Древнем Риме знали лозунг «Хлеба и зрелищ». Когда у обессилевшего от накопившихся проблем человека нет сил самому справиться с лишним паром, внутренней агрессией, злостью на весь мир, он ищет способ снятия агрессии с помощью зрелищ.

Если он их не найдет, он создаст. Вокруг дагестанских границ полыхал пожар таких никем не контролируемых зрелищ, а у нас все было мирно и спокойно. Поэтому, если вы все живы и здоровы, а дома ваши целы, внукам есть где гулять и с кем гулять, благодарите собачьи бои и тех, кто это так умело организовал.