Сергей Глебушкин, известный собиратель русского народного костюма, представил зрителям свою обширную коллекцию в Махачкале. Корреспондент "ДП" Малика Курбанова воспользовалась возможностью поговорить с ним о национальных костюмах в преддверии женского праздника.

— Это мое первое посещение Страны гор, — рассказывает он, — чему я очень рад и благодарен за приглашение Республиканскому дому народного творчества. Много лет сотрудничаю с Государственным Российским Домом народного творчества и знаю от коллег, что в Дагестане проводится большая работа по сохранению национальных костюмов народов республики. В частности, здесь запущена интересная и важная программа «Поэзия народного костюма». Русский костюм в Дагестане… Можно сказать, это своего рода эклектика, но это еще раз подчеркивает, что мы едины и живем в одной стране — России. Хотя у нас у всех разные культурные традиции, разный язык, разное вероисповедание, но наш общий дом — Россия, такая богатая страна, не только в материальном плане, но и в культурном. Важно то, что мы можем ездить в гости друг к другу, как говорится, и себя показать, и на людей посмотреть. А традиционная культура Дагестана своим богатством и уникальностью неоспоримо представляется бриллиантом в короне народного творчества России. Это, конечно же, уникальный традиционный костюм народов вашей республики, песни и сказания, танцы и древние обычаи, разножанровые фольклорные ансамбли, представляющие многоязычную, многонациональную культуру.

0

- С чего начиналась ваша коллекция?

— В ней сейчас около трехсот костюмов из разных регионов России, но самый дорогой, конечно, первый. А дорог он тем, что достался от моей родной бабушки (царствие ей небесное!) Анны Васильевны Глебушкиной. Через этот костюм, если можно так сказать, я получил благословение на свою дальнейшую творческую деятельность. Этот костюм — участник многочисленных выставок у нас в стране и за рубежом.

- Подлинные старинные костюмы ныне большая редкость. Как вы пополняете свою коллекцию?

— С этим всегда трудно. Нужно разузнать, куда ехать, что там можно найти, чтобы не впустую съездить в глубинную деревню. Один из основных методов пополнения коллекции — мое участие в фестивалях и конкурсах, там я могу познакомиться с фольклорными и этнографическими коллективами, получить от них приглашение, а затем уже с уверенностью ехать в ту или иную местность, где тебе помогут друзья-фольклористы.

- Вы исследовали содержимое гардеробов жителей многих сел. Интересно, носят ли они национальные костюмы повседневно или только в дни народных гуляний, фестивалей?

— Когда я начинал свою деятельность, то таких мест, где в ходу был национальный наряд, безусловно, встречал больше. Можно было еще увидеть бабушек, идущих в церковь в старинных нарядах, найти непосредственных носителей традиционной культуры, которые в молодости сами шили наряд или помогали это делать старшим. Сейчас же все реже встречаешь женщин в деревнях, подвязывающих, например, головной платок по традиции и убирающих волосы, как это положено было делать во времена наших прабабушек, потому что эта культура заложена в них с раннего детства и по-другому выйти на улицу они просто не могут.

- Сергей Анатольевич, как воспринимает наши традиционные костюмы зарубежная публика? Чем интересуются?

— Да что там зарубежная! Если взять, к примеру, Сибирь, Таймыр и Приморский край, то народ там в основном пришлый, хотя произошло переселение уже много веков назад. Историческое местное население во многом утратило свою национальную культуру, которая держится большей частью региональными домами народного творчества, которые сохраняют и приумножают утерянную культуру того или иного региона. Например, выставку в г. Дудинке, это Таймырский автономный округ, я назвал «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Газовики и нефтяники, приехавшие много десятилетий назад на заработки из многих регионов страны и оставшиеся здесь, смогли соприкоснуться со своими корнями. А если брать зарубежную публику, то она приходит в полный восторг. В русском костюме ее восхищают вышивка, орнамент, ткачество. А в дагестанском, я думаю, это было бы родовое серебро, украшающее женский костюм. Ведь на Западе нет всего этого, нет того, что присуще народам, проживающим в нашей стране.

- А мужские наряды есть в коллекции?

— Конечно, есть и мужской костюм, но женских больше. Все так же, как и сейчас. Ваш гардероб богаче нашего. Здесь традиция незыблема… — Наверняка к вам обращаются за консультацией историки, кинематографисты. — Не очень-то и обращаются. Как говорится, считают, что сами с усами… А вот и зря! Бывает, смотришь фильм, а там совершенно не те одежды, которые должны олицетворять тот или иной период истории. А интерес со стороны телевидения есть. Это эфиры на Первом канале, на канале «Культура», прошла серия передач на канале «Спас». Рейтинги программ о традиционном костюме достаточно высоки.