В Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка народного художника Российской Федерации Гамзата Газимагомедова.
Одним из направлений в традиционных видах декоративно-прикладного искусства Дагестана является унцукульская художественная обработка дерева насечкой. Самым ярким представителем этого вида мастерства является унцукулец Гамзат Газимагомедов.

Истоки этого вида творчества тянутся с XVII-XVIII веков. Мастера Унцукуля научились обрабатывать дерево: они наносили насечку на дерево мельхиором, медью, серебром, тем самым создавали узоры на различных предметах — тростях, курительных трубках, табакерках, подсвечниках, солонках, декоративных тарелках, вазах, столах и многих других предметах.

На каждый предмет рисунок наносят по уникальному, только мастеру понятному методу. Есть завораживающие орнаменты, которые передаются из поколения в поколение, и их насчитывается более 30 видов. Это и геометрические рисунки, и прямые, волнистые, зигзагообразные линии, черточки, ромбики, кружочки. В итоге это целый ансамбль сложно исполненных рисунков, сотворенных тысячами ударов молоточка по дереву, в которых таится мудрость и которые несут определенную смысловую нагрузку.

0

Нам, простым обывателям, кажется, что эти узоры рождаются легко и быстро, однако для этого требуется упорный труд и специальные навыки. Не каждому дано такое усердие, чувствование линий, умение следовать четкости.

Унцукульцы сразу могут различить по рисунку, работа какого мастера выставлена. Особым почерком обладает и мастер Унцукуля, народный художник России Гамзат Газимагомедов, который неустанно творит и не дает гаснуть свече таланта своих предков, сквозь годы и проблемы ярко несет это пламя своего рода, которое уже передалось до восьмого поколения. Мастером движет семейная традиция. Он обогащает древнее искусство насечки новыми формами и орнаментальными узорами. Родители приобщили его к этому искусству с раннего детства. Плеяда мастеров Газимагомедовых более 200 лет владеет искусством насечки металлом по дереву.

0

Личность мастера переполняет меня чувством восхищения. Гамзат Газимагомедов — это уникальный человек мирового масштаба. Сложно отыскать мастера с подобными произведениями искусства, нигде в мире нет таких мастеров. Он творит так, что поражаешься тонкости работы. Он выполняет тончайшую, изысканную, кропотливую, ювелирную работу. Гамзат возвышает Дагестан на разных государственных уровнях.

- Гамзат, сколько лет работаете в этой области? И что для вас значит ваше мастерство?

— Я почти полвека работаю в этой области. Являюсь мастером в восьмом поколении. Нашей династии уже более 200 лет. Ранее мои предки занимались и ювелирным искусством, в нашем роду были и мастера-оружейники.

Преемственность наших поколений сохранена по сегодняшний день. Работа по дереву очень сложная. Мои предки впервые начали использовать такие уникальные деревья, как кизил и абрикос, для насечки и инкрустации. Примечательно, что в своей работе мы не используем ни одного молодого дерева. Мастера пользуются только старыми деревьями, которые не плодоносят и срублены, тем самым мы даем вторую, более яркую жизнь обрубку дерева, который становится бесценным сокровищем нашего искусства и наследия. Это является самым важным в нашей области, тем более что унцукульское искусство единственное, неповторимое.

Во всем мире нет мастеров, способных так, как наши мастера, инкрустировать дерево. Мы не сравниваем себя с плотниками и столярами, больше всего мы и наши предки делали упор на художественную сторону.

И сегодня считаю важным мировое признание нашего искусства. Высоко оценили мое мастерство и в России — я являюсь народным художником Российской Федерации. Мои достижения высоко оценены и признаны.

Мастеров в мире очень много — например, в Англии десятки тысяч художников, но признанных из них 100. Так и должно быть в искусстве. Поэтому я благодарен своей судьбе, что я в этом направлении стал единственным народным художником в РФ — оценили мой труд. Я очень рад, что имею возможность выставиться в столице моей Родины, где выставляются лишь избранные и лучшие произведения искусства. Талант есть, и надо его реализовать.

Любители, поклонники моего искусства меня вдохновляют, и я с радостью творю, созидаю и радую людей и своих близких товарищей. Нужно сказать, что у художника нет возраста, он постоянно работает и занят самоусовершенствованием.

Очень рад, что сумел чего-то достичь в этой жизни. Мои произведения выставляются на самых разных площадках не только России, но и за рубежом, они являются гордостью России. Вот в этом здании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства мою персональную выставку проводят уже четвертый раз. Он стал моим любимым местом выставок, встреч с друзьями и почитателями моих произведений искусств.

Выставка проводится под патронажем и при содействии Министерства культуры Российской Федерации, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Российской академии художеств Союза художников России, Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, Министерства культуры РД и Дагестанским музеем изобразительных искусств имени П.Гамзатовой.

Мои предки раньше выставлялись и продавали свои произведения искусства в Америке, во Франции, Англии, Турции и Южной Африке. Они представляли за границей не только Дагестан, но и весь Кавказ. В ассортимент изделий того периода входили трости, курительные трубки, табакерки. Рассказывают, что в то время в некоторых странах у наших мастеров были точки реализации произведений искусства. Ими восхищались и с удовольствием покупали.

- В то время ваши предки побывали во многих странах. Удается ли вам на этом уровне развивать свое искусство, открывать магазинчики и реализовать свои творения за рубежом?

— В наше время это стало намного сложнее. Рассказывали, что тогда у моих предков не было даже паспортов, но была лишь справка, свидетельствующая, что они являются представителями Дагестана, и эту справку признавали везде.

Сегодня деревянные изделия для наших мастеров стали тяжелым грузом. Достаточно сложно стало этим заниматься между странами, много бумажной волокиты. И если бы сегодня на государственном уровне уделили больше внимания развитию и продвижению народного, декоративно-прикладного искусства между странами, добились бы больших успехов в этой области.

Я работаю сегодня не за звание, а за сохранение и развитие искусства наших предков, которое представляло наш народ во всем мире.

0

- Как соблюдается в вашем роду преемственность поколений в искусстве? Занимаются ли ваши дети этим искусством?

— Мой сын является лауреатом российского конкурса молодых дарований. Преемственность сохранена, но очень слабо.

У нас вроде достаточно хорошая школа, много учеников. И наша задача — их обучить этому прекрасному виду искусства, которое требует сосредоточенности, усердия, познания, усидчивости и многих других качеств. Но этих мер недостаточно.

- В вашем Унцукульском районе достаточно много внимания уделяют развитию этого вида искусства?

— Сама форма обучения в нашем селе устарела. Обанкротилась наша система. Мастера объединяются, как в старые добрые времена. Та специфика производства не восстановлена и не развивается.

- Я в курсе, что раньше в вашем селе в школах обучали детей инкрустации по дереву. На уроках труда дети занимались этим видом творчества. Как сегодня обстоит дело с этим вопросом?

— Последние годы этот опыт, который в свое время уже перестал работать, возрождается, однако работа не организована так, как мастера хотели бы этого.
Для обучающей работы не востребованы лучшие мастера села, в том числе и я. У меня было огромное желание создать Эстетический центр народного искусства. Для этого моих личных усердий недостаточно, нужна государственная поддержка. По этому вопросу я обращался несколько раз в администрацию города, но для народного художника РФ не нашли хотя бы 100 кв. м.

В нашем искусстве есть свои тайны, которые нужно передать молодому поколению. Не стоит разрезать связующую нить между мастером и учениками. Многие иностранные мастера жаждут узнать наши загадочные тайны, но мы хотим, чтобы они были нашим унцукульским своеобразным паспортом.

Мое творчество поддерживают мои друзья. У всех моих товарищей есть мои произведения искусства.

0

От автора. Вот и в этот день, когда я посетила музей, рядом с ним были его близкие друзья. Одним из них является общественник, яркая личность, доктор Магомед Абдулхабиров, преподователь РУДН, который не перестает восхищаться творчеством Гамзата:
«Искусство Гамзата Газимагомедова овеяно солнцем, счастьем и светом, грацией, теплотой и надеждой, радостью, изысканностью и вечностью! Трудно поверить, что эти творения созданы человеком. Гамзат, как истинный чародей, превращает обрубок дерева в шедевр. Серебряной нитью связывает не только нежность, мужество и красоту, но и воспевает прошлое, настоящее и будущее Дагестана! Он инкрустирует величие человека!

Гамзат, как философ, добротой и мудростью своею мог бы инкрустировать человечество, дабы оно прозрело, покаялось и отказалось от мрака, зла и невежества, от уничтожения любви, красоты, совестливости и самой жизни на земле!

Мастер имеет свой орнамент — у него почерк гения, а к голосу светлых личностей земляне прислушиваться бы должны.

Произведения Гамзата Газимагомедова соответствуют высочайшим требованием Лувра, "Метрополитена", Эрмитажа, Британского музея и других музеев мирового уровня.

Преклоняюсь не только перед Божественным мастерством, но и перед трудом, талантом и творениями ушедших, нынешних и будущих унцукульских, кубачинских, гоцатлинских, балхарских,табасаранских и рахатинских мастеров, которые прославляли, прославляют и будут в веках прославлять Дагестан, Кавказ и Россию!»

Наталья Кайкова, заместитель директора музея по развитию, рассказала корреспонденту интернет-портала «Россия для всех» о том, как в их музее проходит выставка Гамзата Газимагомедова «Гордость Дагестана»:
«Вы знаете, как только люди слышат слово "Дагестан", они вспоминают ювелирное искусство Дагестана и искусство унцукульской насечки металла по дереву. Это древнее искусство, и москвичи его прекрасно знают и помнят по прежним выставкам, тем более работы Гамзата Газимомедова выставляются у нас уже в четвертый раз. Сам художник сказал, что у него пятилетний отчет, поэтому музейные работники и мы всегда ждем этот новый отчет, для нас это очень важно. Наша задача — чтобы искусство Республики Дагестан видели люди, которые приходят в музеи.

Музейная аудитория очень широка, это не только москвичи, которые смотрят передачи канала "Культура" и видят репортажи об открытиях всех наших выставок, но и посетители из других городов, которые приезжают в Москву по делам, и дети, которых привозят к нам на автобусах из ближайших областей, это и большое количество иностранных туристов.

В этом году очень много туристов из ближнего и дальнего зарубежья, поэтому все, кто приходит в наш музей, с удовольствием смотрят выставку "Гордость Дагестана". Я рада, что эта выставка будет длиться месяц. Также радует, что художник выбрал именно эти числа, так как 4 ноября — это День народного единства, в эти дни музей будет работать бесплатно, а закрывается он уже поздней ночью, так как ночь посвящена еще искусству, она так и называется — "Ночь искусства". Мы высоко ценим его труд, ждем новых произведений искусства и всегда рады выставлять его работы уже в родных для него стенах нашего музея. Удачи ему, творческого созидания, новых идей и сил для исполнения задуманного».

Гамзат Газимагомедов — магистр филологических наук, кандидат философских наук, профессор ДГУ, награжден дипломом «Мастер — золотые руки», имеет медаль Совета национальностей Верховного совета Российской Федерации, народный мастер России, народный художник РФ, дипломант международной программы «Золотая плеяда», многократный лауреат программы «100 лучших товаров России», имеющий право на использование «Золотого знака» на своих изделиях. Занесен в Золотой фонд Республики Дагестан. Награжден орденом «За заслуги перед РД» и др. Его работы украшают залы в Государственном музее искусства народов Востока и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

В их роду есть свой герб мастеров Газимагомедовых, который он перенес на большое декоративное панно со смысловой информацией. Гамзат изготовил уникальную «родовую трость», на которой арабской вязью насечены имена 120 представителей рода: имя прадеда — ученого арабиста и мастера по дереву Магомедали, Алигаджияв, Алил Магомед, Ахмед Агагиши, Нурмагомед, имена матери, бабушки, пятерых братьев, двух сестер, всех детей Гамзата и многих других мастеров.

Смотрите фотоальбом работ мастера Гамзата Газимагомедова>>

Патимат Расулова