- Мурадулла, расскажите, пожалуйста, о святом месте Дагестана, который, как некоторые говорят, можно сравнить по значению с совершением Хаджа?

- Во - первых, в Дагестане или в любом другом месте нет места, который по святости и значении можно было бы сравнить со Святой землей Мекки и Медины, самой Каабы и с совершением обряда Хаджа.
Но должен сказать, что в Дагестане еще в 22 году по хиджре, спустя 11 лет после смерти Пророка (Мир ему и благословение) побывали его сподвижники и последующее его поколение, которые называются, табиг1унами.
Есть ложное предположение, когда говорят, вот если отправиться на гору «Шалбуздаг», три раза, то это приравнивается к совершению Хаджа. Необходимо следовать Корану и сунне Пророка - такого в исламе нет. Если человек сам себя убеждает в святости этого места, то он может впасть в неверие.
У нас достаточно много святых людей и нет необходимости выдумывать новых святых и новых мест для поклонения.

0

В Дагестане одним из самых святых мест считаются окрестности Дербента и особенно то место, где похоронены 40 сподвижников, шахидов Пророка (мир ему и благословение). Коротко объясню значение слова сподвижник - это человек, который увидел и уверовал в Пророка (мир ему и благословение). Основное условие - увидеть и уверовать. В народе это священное кладбище называют Кирхляр.

- Правда ли, что распространителями Ислама в Дагестане и в целом России были суфии, обладатели явных и сокровенных знаний?

- Я расскажу вам о страницах истории, от которых нам станет это очевидным. Распространяя Ислам в разных странах суфии, не жалея отдавали всё ценное и дорогое. Тому свидетельствуют их могилы, находящиеся в Хорасане, Египте, Шаме, Ираке, Йемене, Турции, Индии, в Средней Азии, в том числе и в Дагестане. С этим они приобрели истинный иман, прощение Всевышнего и рай.
Сподвижники и последовавшие за ними распространяли Ислам с истинными намерениями, исполняя повеление Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), а не для того, чтобы завоевать чужие земли, как это отмечают некоторые историки, называя их «арабскими завоевателями».
Приведём один пример. Предводитель правоверных халиф Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) правил могущественным исламским государством, которое больше и больше расцветало. Во время его правления была взята огромная империя сасанидов, как предсказал наш Пророк (мир ему и благословение), был дан сильный отпор Византийской империи. В таком положении его еда представляла собой обычный хлеб из ячменя и зайта (оливковое масло), а одевался он скромнее простолюдина. Рассказывали, что когда он отправился принимать ключи от Иерусалима, он был одет в халат, на котором было более 20 латок. Спал иногда под тенью дерева. В книгах пишут, что когда к нему прибыл посол Римского императора, он нашёл его спящим в тени дерева, и не было предела удивлению посла, так как его повелитель не имел такого спокойствия и безопасности. Это правление ничуть не расслабило халифа в богослужении. Именно в это время прибыли в Дагестан первые мусульмане, призывающие к религии Всевышнего Аллаха.
Известный учёный Ислама и историк Ибн Касир в своей 15-томной книге «аль-Бидаяту ва ан-нихаят» пишет, что проникновение Ислама в дагестанские округа началось во время правления второго праведного халифа Умара бин Хаттаба, в 22-м году по Хиджре, 643-м году по григориански (по другому сообщению (риваяту), во время правления третьего халифа Усмана бин Аффана, в 32-м году по Хиджре (652-653).

Более достоверным историки считают первый вариант). По приказу халифа Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижник Пророка (мир ему и благословение), опытный полководец Суракат бин Амр (да будет доволен им Аллах) по прозвищу Зуннун двинулся сюда с мусульманским войском со стороны Армении.

0

Командиром авангарда был Абдурахман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах), и этот Абдурахман тоже имел прозвище Зуннун. Командиром одного крыла войска был Хузайфа бин Асид (да будет доволен им Аллах), а другого - Бакир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах). Заведующим снабжением был брат упомянутого Абдурахмана, Салман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах) (все они - сподвижники Пророка (мир ему и благословение)). Когда в таком порядке Суракат достиг границ Армении, то между ним и царём Армении Шахрияром начались мирные переговоры, и был составлен мирный договор, который был послан халифу.

Суракат оттуда прошёл без боя, двинулся в сторону Дагестана, завладел Дербентом и начал войну с племенами и группами, жившими к северу и к западу от его окраин, в особенности с хазарами, которые, будучи могущественными и владея теми странами, имели большие силы в Баланджаре и его окрестностях. Между тем от халифа того времени прибыло из Сирии на помощь ещё некоторое количество войска из сирийцев. Командиром этого отряда был сириец Хабиб бин Маслама. И вот здесь главнокомандующий, упомянутый Суракат, умер, и на его место по приказу халифа главнокомандующим был назначен Абдурахман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах). По прошествии значительного времени в битве с хазарами около Баланджара Абдурахман пал в бою, там же пали многие мусульмане. Ибн Касир пишет, что когда хазары увидели свет (нур), исходящий от тела Абдуррахмана до небес (поэтому ему дали прозвище Зуннур, что в переводе означает «обладатель света»), они уложили его тело в гроб (табут) и унесли с собой. Когда бывала засуха, эти хазары, а вера у них была иудейская, просили дождя возле его могилы, и Аллах давал им дождь. Это неопровержимый довод для отрицающих тавассул: во-первых, это пишет сам Ибн Касир, а он является знаменитым толкователем Корана, знаток хадисов, факих и историк. Во-вторых, когда Всевышний отвечает на мольбу даже иудеям через посредничество святого, то послушным рабам ответ от Него более достойный.

Далее Ибн Касир рассказывает, что по приказу Саида бин Асса (да будет доволен им Аллах) (известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение), в это время был наместником Армении и близлежащих округах) главнокомандующим над ними был назначен Салман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах), брат шахида Абдуррахмана. Когда Салман стал главнокомандующим, между мусульманами и хазарами произошли ожесточённые битвы около села Тарки Республики Дагестан, здесь Салман и с ним многие воины пали за веру. Уцелевшие мусульмане отступили оттуда назад, но взяли с собой тела Салмана и его товарищей и похоронили их на северной окраине Дербента, на известном священном кладбище Кирхляре, да будет к ним милостив Аллах. Рассеявшиеся остатки войск разбрелись оттуда, некоторые мимо Армении вернулись в Сирию, а большинство ушло в Джирджан и Джилан (арабизированные Гиркания и Гилян). В числе последних находились лица, достойные уважения, в том числе Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) и Салман аль-Фарис (да будет доволен им Аллах).
Теперь о самом главном: эти оба сподвижника являются из асхабу суффа, а последний (Салман аль-Фарис) является третьим звеном золотой цепочки накшубандийского тариката.

- Какие исторические сведения дошли до нас об Асхабу Суфа? И как они жили?

- К одной стороне Мечети Пророка (мир ему и благословение) была пристроена открытая терраса - суффа, покрытая сверху ветвями финиковых пальм. Там жили одинокие, бездомные, нищие мусульмане, которых называли «асхабы суффа». Число их менялось, когда кто-то из них женился, уезжал, переселялся в какое-нибудь другое место или умирал. Временами количество их увеличивалось, а временами уменьшалось.

Были моменты, когда число их достигало 70. В некоторых источниках упоминаются имена более сотни асхабов, которых считают принадлежащими к ахлу суффа. Средствами к существованию их обеспечивал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Он просил, чтобы зажиточные асхабы помогали им.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), бывший из числа асхабов суффа, говорил: «Ахлу суффа - это гости Ислама. Не было у нас ни крова, ни имущества, ни семей. При поступлении пожертвований (садака) наш Пророк (мир ему и благословение) передавал всё нам, ничего не забирая себе. Если ему что-то преподносили в дар, то он, взяв кусочек, остальную часть отправлял асхабам суффа. Вот так он делился с нами полученными подарками».

Фадл бин Убайд (да будет доволен им Аллах) сказал: «При совершении намаза под руководством Посланника Аллаха (мир ему и благословение) некоторые из асхабов падали в обморок, не сумев устоять на ногах от бессилия, являвшегося следствием голода. То были асхабы суффа.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), завершив намаз, подходил к лишившимся чувств асхабам и, утешая их, говорил: «Если бы вы знали, что для вас уготовил Всевышний Аллах, то вы пожелали бы стать ещё более бедными и нуждающимися».

Абдуррахман бин Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передаёт следующее событие: «Асхабы суффа были в высшей степени бедными людьми. Однажды Пророк (мир ему и благословение) повелел: «Пусть те из асхабов, у кого есть еда на двоих, любезно пригласят, попросив оказать им честь быть третьим, одного из асхабов суффа. Те же, у кого есть еда на четверых человек, пусть любезно пригласят пятого или даже шестого из асхабов суффа!».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), пригласив десять человек в свой Счастливый дом, угощал их. Мой отец Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) привёл к нам домой трёх человек. Клянусь Аллахом! После каждого съеденного кусочка еда всё прибавлялась и прибавлялась. В результате гости утолили голод, а еды осталось на столе больше, чем когда её только подали на стол. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взглянул на еду и, обращаясь к своей супруге, сказал: «О дочь рода Фираса! Что это?» А она ответила: «Клянусь светом моих очей, что еды сейчас больше в три раза!»

Эта картина является примером воплощённого изобилия, которое принесли искренность, чистая любовь и щедрость. Асхабы суффа трудились, когда находили работу, в остальное же время они были заняты богослужениями и получением знаний. Те из них, кто был достаточно силён, выполняли всякую работу, какую только могли выполнить. Принося с гор вязанки хвороста на своих спинах или таская воду, они на вырученные деньги покупали еду для своих товарищей.

Стремясь быть честными, добропорядочными людьми с чувством собственного достоинства, они избегали совершать поступки, наносящие ущерб их личностям. Они ничего ни у кого не просили. Асхабы суффа были усердными слушателями, постоянно посещающими собрания Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он находился ближе всех к Источнику веры, а они были ближе всех к нему. Поэтому их обучение и воспитание осуществлялись быстро и стремительно. Помимо Благородного Пророка (мир ему и благословение), их учителями являлись учёные асхабы Убаю бин Кааб (да будет доволен им Аллах), Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), Муаз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) и Убада бин Самит (да будет доволен им Аллах).

Асхабы суффа ускоренно получали знания высочайшего уровня. Главным образом из их среды вышли асхабы, которые передали наибольшее количество хадисов.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Люди изумляются, говоря: «Абу Хурайра передаёт очень много хадисов». В то время, когда наши братья-мухаджиры были заняты торговлей на базарах и рынках, а братья-ансары трудились на полях и в садах, занимаясь сельским хозяйством, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) находился рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), довольствуясь лишь пропитанием. Он стал свидетелем того, чему другие не были очевидцами, учил наизусть и запоминал то, что они были не в состоянии выучить и запомнить».

Делегации, прибывавшие на короткий срок в Медину для изучения Ислама, пополняли свои знания об Исламе, встречаясь с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и беседуя с асхабами суффа. Если возникала необходимость послать наставника для обучения религии недавно принявших Ислам племён, находившихся за пределами Медины, его выбирали из среды асхабов суффа, основываясь на их заслугах и добродетелях. Асхабы суффа среди всех асхабов занимают почётное и высокое положение после хулафау рашидин (праведных халифов), ашаратуль мубашшарина - десятерых асхабов, ещё при жизни получивших благую весть о своём месте в Раю, и асхабуль Бадр - воинов, участвовавших в битве при Бадре.

Думаю, не следует детально объяснять, что деяния ахлу суффа и суфиев - одно и то же. Тасаввуф - это опустошение сердца для Всевышнего Аллаха и пренебрежение всем кроме Единого Аллаха.

В итоге начало (так же происходило и в последующие века) распространения Ислама в Дагестане исходило от суфиев.

- Почему распространители ислама так стремились в сторону Кавказа? Почему в преклонном возрасте те, кто подобен Абу Хурайрату и Салману аль-Фариси, стремились в нашу сторону? Неужели они искали мирское или надеялись получить военные трофеи?

- Конечно, нет! Так может думать только слабоумный или не имеющий достаточных знаний. К примеру, когда мусульмане овладели городом Мадаин (Ктесифон - столица Персидской империи), правителем над нею назначили Салмана. Будучи амиром, он ел только то, что зарабатывал своими руками. У него не было даже собственного дома, ночевал он под открытым небом.

Такими они были - не стремились к мирским благам и роскоши.
А ответ на вопрос, почему их влекло в нашу сторону, кроется в хадисе Пророка (мир ему и благословение):
«Совершайте джихад в Казвин (Кизвин - Каспийское море. Здесь имеются в виду народы, обосновавшиеся ближе к морю), поистине это высшие врата рая». Толкуя этот хадис, имам Рафии говорит: «Местоимение «это» может дать два смысла. Первый: территория на берегу Каспия - баракатная земля, и не подобает ей быть местожительством для неверных. Второй: джихад по отношению к жителям этих мест лучше, чем в другие страны, так как посредством этого деяния заслуживают высшие степени в раю».

- Что значит для дагестанцев их присутствие на нашей земле?

- Для нас является огромным счастьем участие этих великих сподвижников в исламизации нашего края. Особенно хорошо то, что нашу землю посетили Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) и Хузайфат аль-Яман (да будет доволен им Аллах). Все трое обладали явными и сокровенными знаниями.

- Какие сведения о них дошли до наших времен? Расскажите, пожалуйста, вкратце о некоторых из них.

- Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) принял Ислам в год Хайбара. И участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) в битве при Хайбаре. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) был одним из самых приближённых сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он же является передатчиком большинства хадисов от Пророка (мир ему и благословение).

Он всегда старался быть рядом с Пророком (мир ему и благословение), желая получить больше знаний от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) делал для него дуа. Абу Хурайра рассказал о причине: «Однажды я сказал Пророку (мир ему и благословение): «О Пророк Аллаха (мир ему и благословение), я слушаю то, что ты говоришь, но не запоминаю». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал мне: «Расстели свой халат», и, когда я это сделал, он рассказал много хадисов. После этого я не забывал то, что он рассказывал».

Имам Бухари говорил, что от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) хадисы рассказали более 800 человек из сподвижников и табиинов. Сподвижниками были: Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах), Ибну Умар (да будет доволен им Аллах), Жабир (да будет доволен им Аллах), Анас (да будет доволен им Аллах), Василат бину аль-Аска (да будет доволен им Аллах).

Во время джахилии его называли Абду-Амр бин Абду-Ганам. Это имя означает «Раб Амра». Но Пророк (мир ему и благословение) никому не разрешал давать такие прозвища, означающие рабство кого-то, например: Абду-Шамс - раб Солнца, Абдул-Узза - раб идола по имени Узза, - а тем, кто носил такие имена, велел их поменять. После принятия Ислама Пророк (мир ему и благословение) назвал его Абдуллахом - рабом Аллаха. А прозвище его - Абу Хурайрат (Отец Котёнка) - дали ему за то, что он однажды нашёл котёнка и забрал его, спрятав за пазуху. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел его в таком виде, он прозвал его Абу Хурайрой.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) вспоминал: «Я призывал мою мать в Ислам, когда она ещё была идолопоклонницей. И однажды в нашей беседе она сказала нехорошее о Пророке (мир ему и благословение). Я плакал от её слов, и в это время ко мне подошёл Расулюллах (мир ему и благословение). Я сказал ему: «О Расулюллах, я призывал мать к Исламу, но она меня не слушает, и сегодня она сказала нехорошее про тебя. Я не знаю, что делать. Проси Всевышнего, чтобы Он наставил мать на истинный путь». Тут же Пророк (мир ему и благословение) попросил Аллаха * наставить мою мать на истинный путь. И я вышел, радуясь мольбе Пророка **. Когда я подошёл к двери, она оказалась запертой. Мать, услышав мой стук, крикнула: «О Абу Хурайра, подожди за дверью!» Я услышал шум воды (то есть она искупалась, прежде чем произнести шахаду), потом как она одевается. Открывая дверь, она произнесла шахаду».

Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) назначил Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) правителем Бахрейна, потом снял с этой должности. Затем Умар (да будет доволен им Аллах) снова хотел назначить его правителем, но он отказался и остался жить в Медине. Скончался Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) в 57-м году по Хиджре, на 78-м году жизни.

- Что известно о Салмане аль-Фариси?

- Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) (он умер в 250-летнем возрасте), второй сподвижник, который побывал на землях Дагестана, также являлся из асхабу суффа. Более того, он является третьим человеком в звене накшубандийского тариката, точнее за нашим сайидом Мухаммадом (мир ему и благословение) идёт Абубакр Сиддик (да будет доволен им Аллах), а за ним - Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах). Широко известен факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда скрывался в пещере Савр вместе с Абубакром (да будет доволен им Аллах) от преследований мушрикинов, передал (научил) все сокровенные знания от сердца к сердцу, что и является сердечной основой зикру. Как Пророк (мир ему и благословение) передал знания Абубакру (да будет доволен им Аллах), в такой же форме последний передал их Салману Фариси (да будет доволен им Аллах). Это и называется таваджух - именно в таком виде передают зикру сердца, руха (души) и т. д. муршиды тариката мюридам, вступившим на путь истины.
Теперь коротко расскажем о Салмане (да будет доволен им Аллах), чтобы от этого мы получили баракат и усилилась наша любовь к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение).

Салман был юношей-персом родом из провинции Асбахан и родился в деревне, которая называлась Джайан. Его отец был старостой этой деревни, самым знатным и богатым человеком в ней. Когда Салман появился на свет, отец возлюбил его больше, чем любое другое творение Аллаха. С течением времени его любовь к нему становилась всё сильнее и глубже, пока в конце концов он не закрыл его в доме, не выпуская на улицу, подобно тому, как это делают с юными девушками. Салман был таким усердным огнепоклонником, что стал хранителем священного огня, которому персы поклонялись. Ему было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, даже на короткое время, ни днём, ни ночью.

У его отца было огромное богатое поместье, которым он управлял лично и собирал урожай. Как-то раз какое-то дело не позволило ему отправиться в своё имение, и он говорит Салману: «Сынок, как ты видишь, дела не позволяют мне самому заниматься поместьем, поэтому отправляйся-ка ты туда сам и сегодня сам займись его делами». Салман немедленно выступил в путь. Через некоторое время вблизи дороги в имение он увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, он услышал голоса молящихся там людей, что и привлекло его внимание. До этого он ничего не знал ни о христианах, ни о представителях других религий, потому что отец долгое время держал его дома взаперти вдали от людей. Услышав голоса молящихся в церкви, он вошёл в неё, чтобы посмотреть, что они там делают. Салман понаблюдал за присутствующими, ему понравилось их чтение Инджиля (Библии) и захотелось принять их веру. Он про себя сказал: «Клянусь Аллахом, это лучше нашей религии». Он оставался в церкви, пока не зашло солнце, так и не добравшись до отцовского имения. Потом он начал расспрашивать этих людей, чтобы узнать от них корень этой религии. Они ответили, что корень находится в Шаме.

Под покровом ночи он возвратился домой, где его встретил отец и спросил, что он сделал. Салман ответил ему: «О отец! Я зашёл к людям, которые в это время молились в своей церкви. То, что я увидел в их религии, мне очень понравилось, и я остался у них, пока не закатилось солнце». Отец, весьма обеспокоенный тем, что он сделал, воскликнул: «Сынок, да нет в этой религии добра! Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!» Но Салман возразил ему, утверждая, что Христианство лучше, чем огнепоклонничество.

Отец Салмана очень испугался этих слов и, опасаясь, что он станет вероотступником, заточил сына в доме, надев на ноги кандалы.
При первой удобной возможности Салман попросил передать христианам: «Если мимо вас будет проходить караван в Шам, то обязательно дайте мне знать об этом».

Совсем скоро у христиан остановился караван, который держал путь в Шам. Когда Салман получил сообщение об этом, ему удалось избавиться от кандалов и скрытно присоединиться к каравану, который прибыл в Шам. В Шаме юноша встречался со многими священниками, обучался у них к знаниям, переходя от одного к другому. Служил некоторое время епископу, но вскоре тот заболел. У находящегося при смерти епископа Салман спросил, кому ему служить, куда отправиться. Епископ ему посоветовал: «Дело в том, сын мой, что таким же, как я, может быть только один человек, который проживает сейчас в Мосуле. Это несгибаемый и непоколебимый человек. Постарайся попасть к нему». Салман послушался его и прибыл к Мосульскому священнику. И служил ему, пока тот не состарился. Сам аль-Фариси по воле Всевышнего был долголетним, и по совету и благословению священника он отправился к Нассибинскому монаху, после смерти которого по его завещанию держит путь к Аммуринскому святому.

Когда приблизилась смерть последнего священника, у которого служил Салман, он спросил: «Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому ты порекомендуешь меня и что прикажешь мне сделать?» Святой ответил: «О сын мой, клянусь Богом, я не знаю никого на Земле, кто был бы подобен нам - истинным приверженцам нашей веры... Однако наступило время появления в Аравии последнего Пророка (мир ему и благословение) - проповедника религии Ибрахима (мир ему). Затем он покинет свою родину и переселится туда, где среди чёрных камней и валунов растут пальмы. Этот Пророк (мир ему и благословение) будет обладать отличительными чертами. Он будет есть только то, что дарят ему, а из пожертвований (садака) ничего есть не станет. На спине у него будет печать пророчества. Если ты можешь отправиться в эту страну, то сделай это».

После смерти священника Салман жил в Аммурии до тех пор, пока туда не прибыла группа арабских купцов из племени Калб. Он предложил им: «Если вы возьмёте меня с собой на землю арабов (Хиджаз), то я отдам вам своих коров и овец».
Они согласились взять его с собой, и он отдал им свой скот. Когда караван достиг долины Вадиль кура, лежащей между Мединой и Шамом, торговцы вероломно поступили с ним, продав одному человеку из иудеев. Ему пришлось служить иудею, и делал он это до тех пор, пока к иудею не приехал его племянник из племени бану Курайза (одно из трёх еврейских племён, живших в Ясрибе (Медине)). Он купил Салмана у хозяина и взял с собой в Ясриб. Там он и увидел пальмы на каменистой вулканической местности, о которой рассказывал священник из Аммурии. По его описанию Салман узнал и Медину, где и обосновался с новым хозяином.

В то время Пророк (мир ему и благословение) проповедовал среди своего народа в Мекке. Однако Салману тогда ничего не было известно об этом, так как он был всецело занят тяжёлым рабским трудом.
Вскоре Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Ясриб. Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) вспоминал: «Клянусь Аллахом, как-то раз я залез на верхушку пальмы, принадлежащей моему хозяину, и срывал финики, а мой господин сидел под пальмой внизу. В это время к нему пришёл его племянник и сказал ему: «Аллах начал войну против племени бану Кайла (Авс и Хазрадж). Люди сейчас собрались на площади с человеком, который прибыл к ним сегодня из Мекки и объявил себя пророком».

Едва я услышал эти слова, как меня охватило нечто вроде лихорадки и сильнейшее возбуждение. Я даже испугался, что свалюсь на голову своего хозяина. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к племяннику хозяина: «Что ты сказал?! Повтори ещё раз эту новость». Разгневавшись на такую дерзость, хозяин крепко ударил меня со словами: «А тебе-то какое до этого дело?! Возвращайся и занимайся своим делом!»

Когда наступил вечер, я взял с собой немного собранных мной фиников и отправился к дому, где остановился Посланник (мир ему и благословение). Войдя к нему, я сказал: «Мне сказали, что ты праведный человек, и у тебя есть нуждающиеся товарищи, которые пришли с тобой издалека. Я принёс с собой немного еды в качестве пожертвования, так как считаю вас более достойными этого, чем кого-либо другого» (то есть Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) испытывает Пророка (мир ему и благословение), так как священник ему говорил, что он не будет кушать ничего из садака).

Затем я пододвинул к нему финики. Он сказал своим товарищам: «Ешьте», - однако сам есть не стал. Я сказал себе: «Одно предсказание сбылось!» После этого я вернулся к хозяину и стал собирать финики. Когда Посланник (мир ему и благословение) поселился в Медине, я вновь пришёл к нему и сказал: «Я видел, что ты не стал есть финики, которые я принёс в качестве пожертвования. А эти финики я дарю тебе, выражая своё почитание». Посланник (мир ему и благословение) поел фиников и повелел поесть своим товарищам, которые тоже вкусили их. Я сказал себе: «Вот сбылось и второе предсказание».

После этого я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), который находился в Бакиа (кладбище в Медине) с целью похоронить одного из своих товарищей. Я увидел его сидящим и завёрнутым в два плаща. Поздоровавшись с ним, я постарался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать, о которой рассказывал мне мой старый хозяин в Аммурии. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел, что я пытаюсь взглянуть на его спину, то сразу понял, зачем я это делаю. Он сразу же сбросил с плеч своё одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества. Признав его Пророком, я со слезами склонился, чтобы поцеловать его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) воскликнул: «Что случилось с тобой?» Я принял Ислам и рассказал ему свою историю, которая произвела на него сильное впечатление. Он повелел своим сподвижникам, чтобы и они послушали рассказ о моей жизни.

Через некоторое время Пророк (мир ему и благословение) говорит Салману (да будет доволен им Аллах): «Освободи себя от рабства созданию» (то есть Пророк (мир ему и благословение) потребовал, чтоб Салман (да будет доволен им Аллах) был только рабом Аллаха, а не человека).
Салман начал просить у хозяина свободу. После долгих отговорок хозяин-иудей говорить ему: «Посади для меня триста саженцев финика и ухаживай за ними, пока не дадут первый урожай. (Деревья финиковой пальмы начинают давать урожай в возрасте 10-15 лет) Также дай мне сорок авкия (мера веса, равная 37,44 г.) золота».

Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благсловение) рассказали про условия иудея, Пророк (мир ему и благословение) сказал сподвижникам: «Помогите своему брату!» Они собрали триста саженцев финика, и Пророк (мир ему и благословение) своей благородной рукой посадил их, кроме одного - его посадил Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах). По милости Аллаха все эти деревья расцвели и дали урожай в этом же году, кроме того, что посадил Умар (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вытащил это деревце, потом сам посадил, и оно сразу же дало плоды.

Потом принесли Пророку (мир ему и благословение) кусок золота размером с яйцо. Оказавшись в руках Любимца Аллаха (мир ему и благословение), оно увеличилось до сорока авкия. Хозяину Салмана были отданы эти финиковые деревья и золото, и иудею пришлось дать ему свободу.
С этого дня Салман (да будет доволен им Аллах) находился рядом с Пророком (мир ему и благословение), участвовал во всех газаватах и важных событиях.
Как-то раз случилось разногласие между ансарами и мухаджирами, к кому из них относится Салман (да будет доволен им Аллах). Услышав их разговор, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Салман является членом моей семьи». Вот этого достаточно, чтобы понять достоинство Салмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах)!

Умер Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) во время правления третьего праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах), в 33-м году по Хиджре в Байтуль Макдисе (Иерусалиме), в 256-летнем возрасте, когда возвратился с Баб-аль-Абваба (Дербент).
Пусть Всевышний не лишает нас бараката Салмана (да будет доволен им Аллах) и других сподвижников Пророка (мир ему и благословение), прибывших в наш край, Кавказ, и доведших до нас свет Ислама, который отогнал от нас мрак невежества! Аминь!

0

-Вы упомянули и другого сподвижника - Хузайфа ибн аль-Яман? Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Третьим сподвижником Пророка (мир ему и благословение), который прибыл на Кавказ, в том числе на территорию Дагестана, был Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах). Хузайфа (да будет доволен им Аллах) являлся одним из самых приближённых сподвижников. Было у Хузайфы ещё одно достоинство, из-за которого Хабиб (мир ему и благословение) особо выделил именно его, - это знание, позволяющее различать мунафиков-лицемеров. Поэтому он заслужил прозвище «Сахибу сирри Расулиллах», то есть «Хранитель тайны Посланника Аллаха». В течение всей своей жизни Хузайфа ибн аль-Яман свято хранил все секреты, касающиеся лицемеров. По всем вопросам в этой сфере халифы обращались за помощью к нему. Например, второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), если умирал кто-то из мусульман, спрашивал: «Присутствовал ли на заупокойной молитве Хузайфа?» Если ему отвечали, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) присутствовал, то он благословлял покойного. Если же ему говорили, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отсутствовал, то Умар (да будет доволен им Аллах), сомневаясь в этой личности, воздерживался от присутствия на похоронах.

Как-то раз Умар (да будет доволен им Аллах) спросил Хузайфу (да будет доволен им Аллах): «Есть ли среди моих наместников и в моём окружении лицемеры?» Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, один есть». Умар (да будет доволен им Аллах) попросил: «Укажи мне его». Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я не сделаю этого». Однако потом Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тем не менее, Умар скорейшим образом убрал именно этого человека, как будто ему его показали».

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) был очень богобоязненным и вёл самый простой образ жизни. Повелитель правоверных Умар (да будет доволен им Аллах) назначил Хузайфу (да будет доволен им Аллах) наместником Мадаина (Ктесифон) и написал письмо гражданам древней столицы Сасанидов, в котором обязал их принять нового наместника и подчиниться ему. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отправился в путь, сидя верхом на старом осле, а провизия его составляла то, что находилось в маленьком мешочке, привязанном к ослу. По прибытии в Ктесифон его встретили жители города и крестьяне из провинций. Не было предела их удивлению, когда они увидели будущего наместника верхом на осле, а в руках у него - лепёшка и кусок мяса. Когда Хузайфа (да будет доволен им Аллах) прочитал письменное ручательство от халифа, жители проявили покорность и сказали ему: «Требуй от нас то, что ты желаешь». Но простой наместник (нам бы таких мэров и чиновников) сказал: «Я прошу у вас кормить меня и дать корму для моего осла, пока буду находиться среди вас». Он оставался на этой должности, сколько пожелал Всевышний Аллах, а потом халиф написал ему письмо, чтобы тот прибыл к нему. Сам халиф вышел на окраину Медины и спрятался на дороге, откуда будет возвращаться Хузайфа (да будет доволен им Аллах). Вскоре тот появился на своём осле. Когда тот приблизился, халиф встал из своего укрытия и отправился ему навстречу. Увидев, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) прибыл к нему в таком же виде, то есть таким же простым и в одежде и в транспорте, как и был, когда отправлялся в Ктесифон, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был тронут, обнял Хузайфу (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я и ты - братья!»

Вот такой сподвижник тоже побывал на наших землях, уважаемые братья и сёстры! Мусульманин, у которого в сердце живёт любовь к Всевышнему Аллаху, непременно будет любовь и к Его Посланнику, нашему саййиду Мухаммаду (мир ему и благословение), который является посредником между Всевышним и Его рабами, ведь именно он осветил весь мир светом Ислама! А тот, кто любит Пророка (мир ему и благословение), без сомнения, любит сподвижников Любимца Аллаха (мир ему и благословение), потому что они являются его помощниками и именно они распространили свет Ислама во все уголки мира!
А мы, дагестанцы и все кавказцы, дозволенной гордостью гордимся и делаем огромную щукру нашему Создателю за то, что Он отправил нам таких великих и почётных сахабов, как Хузайфатуль Ямани (Хузайфа ибн аль-Яман).

- Что известно о других сподвижниках в истории? Кем был Хузайфатуль Ямани (Хузайфа ибн аль-Яман)?

- Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился именно с такими словами к Хузайфе ибн аль-Яману (да будет доволен им Аллах), когда встретил его впервые в Мекке: «Если хочешь, то можешь быть просто мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе».

Возможность сделать свободный выбор принадлежности к одной из двух почётнейших категорий людей у мусульман, предоставленная Хузайфе ибн аль-Яману, имеет свою предысторию.
Отец Хузайфы аль-Яман был мекканцем из рода бану Абс. Однако, убив человека из своего рода, он был вынужден переселиться из Мекки в Ясриб (Медина). Там он породнился с родом бану Абдуль Ашхал, и у него родился сын, получивший имя Хузайфа.

Незаметно миновал срок, в течение которого аль-Яману запрещалось вступать на территорию Мекки, и он начал периодически посещать её, предпочитая, однако, Ясриб для постоянного проживания.
Когда над Аравийским полуостровом воссиял свет Ислама, отец Хузайфы аль-Яман был среди одиннадцати людей рода бану Абс, прибывших лично к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и провозгласивших перед ним свой переход в исламскую веру. Это случилось ещё до того, как Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину. Поэтому, мекканец по происхождению, Хузайфа стал мединцем.

Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) вырос в доме мусульманина и получил заботливое воспитание родителей, которые были среди первых принявших религию Аллаха. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) стал мусульманином прежде, чем ему выпало счастье увидеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всеми своими чувствами Хузайфа (да будет доволен им Аллах) страстно стремился встретиться с Посланником (мир ему и благословение). С тех пор, как он стал мусульманином, Хузайфа (да будет доволен им Аллах) жадно ловил любую весть о Пророке (мир ему и благословение) и постоянно расспрашивал о том, какой он из себя. Однако то, что он узнавал, лишь увеличивало его тягу и страстное стремление к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

Он отправился в Мекку специально для того, чтобы увидеться с Пророком (мир ему и благословение). Встретившись с ним, он почти сразу же спросил: «Кто я, о Посланник Аллаха: мухаджир или из ансаров?» Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Если хочешь, то можешь быть мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе».

- Я хочу быть из ансаров, о Посланник Аллаха! - сказал Хузайфа (да будет доволен им Аллах).
С тех пор, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) переселился в Медину, Хузайфа (да будет доволен им Аллах), подобно тени, неотступно следовал за ним и участвовал во всех походах, кроме битвы при Бадре.
Историю по поводу того, что он не участвовал в этом сражении, Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывает сам: «Единственное, что помешало мне сражаться при Бадре, это то, что меня с отцом не было тогда в Медине. В дороге нас захватили курайшитские неверные, которые спросили нас: «Куда вы направляетесь?» Мы ответили им: «В Медину». Они сказали: «Наверное, вам нужен Мухаммад?» Мы сказали: «Нам нужна Медина». Они согласились отпустить нас только при условии, если мы поклянёмся не помогать Мухаммаду (мир ему и благословение) вести войну против них и не сражаться с ними. Затем они освободили нас.
Когда после этого мы пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сообщили о данном нами обещании курайшитам, попросив совета, он сказал нам: «Можете не соблюдать данного вами обещания им, и обратимся к помощи Аллаха в борьбе против них».
В битве при Ухуде Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сражался вместе со своим отцом аль-Яманом (да будет доволен им Аллах). В этом сражении Хузайфа (да будет доволен им Аллах) проявил чудеса героизма и доблести, не получив ни одного ранения. Его же отец погиб на поле боя, но от рук мусульман, а не от мечей язычников.

- Как это случилось?

- В день битвы при Ухуде Посланник Аллаха (мир ему и благословение) оставил аль-Ямана (да будет доволен им Аллах) и Сабита ибн Вакша (да будет доволен им Аллах) в крепостных укреплениях, где скрывались женщины и дети, поскольку оба они уже были преклонного возраста. Когда сражение достигло своего наивысшего напряжения, аль-Яман сказал своему товарищу: «Послушай, приятель, чего же мы ждём? Клянусь Аллахом, нам и жить-то осталось всего ничего, помрём не сегодня, так завтра. А не взять ли нам в руки сабли и не присоединиться ли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)? Быть может, Аллах дарует нам смерть шахидов в бою рядом с Его пророком». Взяв свои сабли, оба старика присоединились к другим воинам и вступили в бой...
Сабиту ибн Вакшу (да будет доволен им Аллах) Аллах даровал мученическую смерть от рук идолопоклонников. Что же касается отца Хузайфы аль-Ямана (да будет доволен им Аллах), то он погиб от сабель мусульман, не узнавших его.
«Отец, отец!» - кричал Хузайфа (да будет доволен им Аллах), но никто не услышал его, и старик пал от рук своих же соратников. Единственное, что сказал им Хузайфа (да будет доволен им Аллах): «Да простит вас Аллах, Он Всемилостивейший из милостивых».
После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) хотел выплатить сыну выкуп за убитого отца, но Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Он испрашивал смерти на поле боя и получил её. Свидетельствую пред Аллахом, что я жертвую выкуп за него мусульманам». Это ещё больше подняло его в глазах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и других сподвижников.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) воспользовался дарованиями Хузайфы (да будет доволен им Аллах) в одной из опаснейших ситуаций, где потребовались острый ум и сообразительность. Это произошло при битве «Хандак» (в переводе с арабского - «окоп». Эта битва называется и по-другому - «Газватуль ахзаб», то есть «битва с союзными племенами»), в разгар противостояния воюющих сторон у оборонительного окопа, когда мусульмане были сверху и снизу блокированы противником. Блокада затягивалась, обстановка становилась всё более тяжёлой и в буквальном смысле слова удушающей для мусульман.
Однако следует отметить, что положение курайшитов и их союзников-мушрикинов в эти напряжённые часы было нисколько не лучшим.
Разгневанный на курайшитов Аллах ослабил их силы и наказал их тем, что послал против них сильнейший ураган, который снёс их палатки, опрокинул котлы и другую утварь, загасил их костры и швырял в их лица тучи песка и пыли, ослеплявшие и глушившие их.
В подобные решающие моменты истории войн потерпевшей поражение стороной является та, которая потрясена морально, а победившей - та, которая сохранила полное самообладание и хладнокровие.
В подобные моменты, когда решается судьба битвы, основная и важнейшая роль отводится армейской разведке, степени правильности её оценки сложившейся обстановки и истинности выдвигаемых ею предложений и рекомендаций.
Именно в такой ситуации Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) понадобились дарования Хузайфы ибн аль-Ямана (да будет доволен им Аллах) и его опыт. Он принял решение под покровом темноты заслать в стан противника Хузайфу (да будет доволен им Аллах) для сбора необходимых сведений, прежде чем предпринять какие бы то ни было действия.
Сам Хузайфа (да будет доволен им Аллах) об этой смертельно опасной вылазке рассказывал следующее: «В эту ночь над нашими рядами располагался Абу Суфьян с мекканскими язычниками, а ниже нас находились иудеи-курайзиты, нападения которых на наших женщин и детей мы очень опасались. Настала кромешная ночь с ураганно дующим и страшно завывающим ветром. Ночь была настолько чёрной, что никто из нас не мог разглядеть даже свои пальцы на руках...
Лицемеры начали отпрашиваться у Посланника Аллаха (да будет доволен им Аллах) под предлогом того, что их дома подвергаются опасности нападения противника, хотя на самом деле их домам ничто не угрожало. Тем не менее, каждый, кто просил разрешения покинуть поле боя, получал его от Пророка (да будет доволен им Аллах). Они постепенно уходили, и вскоре нас осталось не более трёхсот человек.
И тут вставший Пророк (мир ему и благословение) начал по одному обходить оставшихся, пока не остановился передо мной. От пронизывающего холода меня защищала только лёгкая накидка моей жены, не доходившая даже до пояса. Я скорчился на земле, когда остановившийся рядом со мной Пророк (мир ему и благослвоение) спросил: «Кто это?» «Хузайфа», - ответил я. «Хузайфа?» - переспросил он. Скрючившись на земле и не желая подниматься от сильного голода и холода, я ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Интересно узнать, что творится у противника. Поэтому проникни в их лагерь и разузнай, что там происходит, а потом доложи мне...».
Я отправился в путь, чувствуя себя самым напуганным и самым замёрзшим человеком. Но тут Посланник Аллаха (мир ему и благословение) воззвал: «О Аллах, сохрани и обереги его сзади, справа, слева, сверху и снизу».
Клянусь Аллахом, не успел Пророк (мир ему и благословение) закончить свою мольбу, как Аллах убрал из моей души страх, а тело совершенно перестало ощущать холод. Попутно Пророк (мир ему и благословение) позвал меня и сказал: «О Хузайфа, никому ничего не причиняй, пока не вернёшься ко мне». «Слушаюсь», - ответил я. Под покровом темноты я продолжал красться, пока не проник в лагерь язычников, прикинувшись одним из них.
Через некоторое время поднявшийся Абу Суфьян обратился к своим воинам: «О курайшиты, я хочу сказать вам нечто крайне важное, что ни в коем случае не должно дойти до Мухаммада. Поэтому пусть каждый из вас посмотрит на того, кто сидит рядом». И тут внезапно я схватил руку сидящего рядом со мной человека и спросил: «Кто ты?» Он ответил мне: «Я такой-то». И тут Абу Суфьян сказал: «О курайшиты, клянусь Аллахом, вы едва не оказались в загробном мире. Ваши верховые животные сгинули, и от нас отказались Бану курайзиты. Что причинил сильнейший ураган, вы видите сами. Поэтому разъезжайтесь, и я сам уезжаю».
После этого, подойдя к своему верблюду, он отвязал его, поднял и вскочил в седло. Если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не приказал мне ничего не предпринимать, пока я не вернусь к нему, то я убил бы его своей стрелой. После этого, вернувшись к Пророку (мир ему и благословение), я застал его совершающим намаз в плаще среди нескольких женщин. Увидев меня, он склонил меня к своим ногам, накрыл полой своего плаща, и я рассказал ему то, что разузнал. Услышанное чрезвычайно обрадовало Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который восславил и восхвалил Аллаха».
Наверное, немногие знают, что именно Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) завоевал для мусульман такие крупные города Персии, как Нахаванд, ад-Дайнавар, Хамазан и ар-Рай. А то, что он был в Баб-аль-Абвабе (Дербент) и на территории за Дербентом, знают лишь немногие.
Об этом пишут в известных книгах «Тариху ат-Табари», «аль-Бидаяту валь Хидаят» и «Итмамуль вафаъ».
«В начале своего правления третий праведный халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) назначил правителем Куффы (и над всеми другими областями за Куффой, которые в это время находились частично или полностью под властью халифа, в том числе Азербайджан, Армения, Байлакан (Белокан) и Дербент). Валида бин Укбата, но из-за жалоб со стороны куффийцев он был снят с должности, а на его место был назначен известный сподвижник Пророка Саид бин аль-Асс (да будет доволен им Аллах). При вступлении в Куффу Саид увидел, что не почитают должным образом великих и уважаемых сахабов Пророка (мир ему и благословение). Тогда он отправил письмо халифу Усману (да будет доволен им Аллах), разъясняя положение этих сподвижников. От повелителя правоверных он получил письмо со следующим содержанием: «Вы проявите уважение к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение), особенно тем, которые в самом начале приняли призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и участникам при завоевании тех городов. И пусть все остальные горожане последуют за ними, кроме как в случае если те (сахабы) не отошли от истины, а эти будут придерживаться за истину. Обращайся к каждому по его уровню, дай каждому должное ему. Результат такого обращения к людям - справедливость и равенство».
Саид бин аль-Асс (да будет доволен им Аллах) был известен как справедливый, умелый и талантливый полководец. Во время его правления в халифат вошёл Табаристан. Вместе с Саидом в битве при Табаристане(Табаристан - средневековое (IX-XII вв.) название провинции, расположенной на южном побережье Каспийского моря (нынешняя территория Ирана), между Гиляном на западе и Хорасаном на востоке. С XIII века известна как Мазендеран.
Абу Исхак Ибрахим Истахри описывает его так: «Табаристан - равнинная земля, там занимаются земледелием и разводят вьючных животных. А язык их не арабский и не персидский... и Амоль, Натил, Чалус, Калар, Руйан, Мила, Бурджи, Чашмайи Алхам, Сари, Михраван и Таммиших находятся в Табаристане» (Табаристан - средневековое (IX-XII вв.) название провинции, расположенной на южном побережье Каспийского моря (нынешняя территория Ирана), между Гиляном на западе и Хорасаном на востоке. С XIII века известна как Мазендеран.
Абу Исхак Ибрахим Истахри описывает его так: «Табаристан - равнинная земля, там занимаются земледелием и разводят вьючных животных. А язык их не арабский и не персидский... и Амоль, Натил, Чалус, Калар, Руйан, Мила, Бурджи, Чашмайи Алхам, Сари, Михраван и Таммиших находятся в Табаристане»), прияли участие такие известные сахабы, как Хасан и Хусейн - внуки Любимца Аллаха (мир ему и благословение), Абдуллах - сын Аббаса (да будет доволен им Аллах), Абдуллах - сын Умара (да будет доволен им Аллах), Абдуллах - сын Амра бин аль-Асса (да будет доволен им Аллах), Абдуллах - сын Зубайра ибн Аввама (да будет доволен им Аллах), Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) и другие уважаемые сподвижники. Это было в тридцатом году по Хиджре».
Далее пишет автор книги «Итмамуль вафаъ»: «После взятия Табаристана Саид ибн аль-Асс (да будет доволен им Аллах) и Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отправились на подмогу к Абдуррахману ибн Рабиа (да будет доволен им Аллах), который осаждал Дербентскую крепость. Когда достигли Азербайджана, Саид (да будет доволен им Аллах) отправил часть войска во главе с Хузайфой (да будет доволен им Аллах) вперёд, а сам остался защищать тыл от врага. По прибытии в Дербент Хузайфа (да будет доволен им Аллах) встретился с Абдуррахманом ибн Рабиа (да будет доволен им Аллах), и их объединённые войска отправились дальше - от Дербента вглубь Дагестан. Совершив джихады, призывая местных людей к Исламу, Хузайфа (да будет доволен им Аллах) вернулся к Саиду (да будет доволен им Аллах) и приветствовал его в Куффе».
Несмотря на все эти заслуги, Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) чрезвычайно боялся за свою душу пред Аллахом, что ему будет назначена суровая кара. Когда обострилась его смертельная болезнь и под покровом ночи его навестили некоторые соратники, он спросил: «Который час сейчас?» Ему ответили, что близится рассвет. Тогда Хузайфа (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «О Господь мой, упаси меня от утра, которое приведёт меня в пламя...».
Затем он спросил: «Вы принесли с собой саван?» Они ответили: «Да, мы принесли». Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не излишествуйте в саванах. Если мне суждено добро от Аллаха, то мой саван и так будет добрым. В противном же случае он будет отнят у меня...». После этого Хузайфа (да будет доволен им Аллах) продолжил: «О Господь мой, Ты знаешь, что бедность была всегда любезнее мне, чем богатство, приниженность я любил больше величия, а смерть предпочитал жизни».
Уже умирая, он произнёс: «Любящий достигает своего... Нет ничего лучше раскаяния...».
Пусть Всевышний не лишает нас, всех мусульман, бараката наших праведных предков и даст нам силы последовать за хорошими качествами сахабов, табиинов и салафу салихинов! Аминь!

- А чем знаменит Суракат бин Амр?

- Мы уже упомянули, как второй праведный халиф Умар бин Хаттаб повелел Суракату бин Амру отправиться на Баб-аль-Абваб (Дербент). Следуя приказу халифа, Суракат двинулся сюда с мусульманским войском со стороны Армении.
В многотомной исторической книге «Тарих ат-Табари» о походе в Дагестан пишется так: «И отправился Суракат бин Амр на Дербенд (Баб - граница хазаров, в ней соединяются границы Персии, Армении и России).
Командиром авангарда был Абдурахман бин Рабиа. Командиром одного крыла войска был Хузайфа бин Асид аль-Гифари, а другого - Букайр бин Абдуллах ал-Лайсийю. Заведующим снабжением был брат упомянутого Абдурахмана, Салман бин Рабиа. Все упомянутые личности являются сподвижниками Пророка (мир ему и благословение).

0

- Что известно о сподвижниках приведших дагестанцев к исламу?

- Когда Суракат с войском достиг границ Армении, он отправил с авангардом Абдурахмана бин Рабиа впереди остального воинства на Баб-аль-Абваб. Но получилось так, что предводитель одного крыла Букайр опередил его и стал ждать авангарда, расположившись недалеко от крепостных стен города. Сразу же по прибытии Абдурахман повёл воинов на штурм крепости. В это время правителем Дербенда был Шахрибраз . Видя решительные действия мусульман, Шахрибраз отправил письмо с предложением перемирия. Когда Абдурахман принял предложение, Шахрибраз сам лично прибыл к нему и произнёс речь: «Поистине мы находимся перед сильнейшими и суровыми врагами . Здесь имеется множество различных наций, у которых нет цивилизации. Конечно, не следует цивилизованным обладателям разума идти против таких же обладателей разума, как мы или подобные нам, чтобы таким образом пытаться нам помочь. Я не являюсь кабджом или армянином, меня ничего не связывает с ними. Поистине вы взяли верх над моим городом и народом, я нахожусь среди вас, и моя рука в ваших руках. Всё моё имущество - ваше, я готов вас поддержать и сделать всё, что вы желаете. Но я прошу не облагать мой народ налогом, это нас ослабит перед вашим врагом». Внимательно выслушав его, Абдурахман отправил его к Суракату, так как тот являлся главнокомандующим и прямым наместником над Кавказом от повелителя правоверных Умара ибн Хаттаба.

Шахрибраз произнёс такую же речь перед ним. Суракат ему ответил: «Необходимо возложить джизья (налог) на тех, кто не вышел против врага, помогая нам». Хотя предложение правителя Армении и Дербента было заманчивым, Суракат не смог пойти на уступки, так как джизья является обязательным условием для тех, которые не приняли Ислам и согласились войти в халифат. Сподвижники, как мы знаем, были людьми, которые не уклонялись от Шариата в стороны, и Суракат не был исключением. Халиф Умар восхвалил его за умелость и талантливость при ведении политики и переговоров, а Шахрибраз, видя малый размер джизья , согласился с Суракатом. После этого между ним и царём Армении Шахрибразом был составлен мирный договор, который был послан халифу.
Ниже приведём текст письма договора:
«Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим - в день Великого Суда. Это [письменный договор], который вручает Шахрибразу и жителям Армении Суракат бин Амр - наместник повелителя правоверных Умара бин Хаттаба. Всем армянам отныне обеспечены безопасность и спокойствие: им гарантирована безопасность для них самих, их имущества и религии до тех пор, пока они не будут вредить [другой стороне] и расторгать договор. Всем армянам и жителям Дербента без исключения, будь они горожане или пришедшие, а также жителям окрестностей и тем, кто с ними живут, надлежит мобилизоваться для сражения с врагами. Они обязаны исполнять любые поручения, даже если они не знают эти дела в совершенстве, без исключения - это будет по усмотрению валия (наместника), если он видит дело благим и полезным. Если они станут участвовать на битвах, от них отпадает джизья, то есть участие в сражениях - вместо джизья. Кто захотел остаться дома и не участвовать битвах [ему это разрешается], взамен ему надлежит [выполнять] то, что возложено на азербайджанцев: джизья, проводничество и угощение [мусульман] на протяжении суток. Если же они примут участие в мобилизации, все перечисленные обязательства отпадают от них. При заключении письменного договора участвовали: Абдурахман бин Рабиа, Салман бин Рабиа и Букайр бин Абдуллах. Договор написал Марзиййю бин Мукаррин».

На протяжении одного года Суракат бин Амр совершал джихад против язычников. Как и обещали люди, заключившие договор, они встали на сторону мусульман и воевали с врагами, а Суракат, исполнив данное им слово, освободил их от джизья.
По завершении дел, связанных с Дербентом, Суракат бин Амр отправил своих полководцев в горы, окружающие Армению: Букайр бин Абдуллаха - в Мукан (область в Армении), Хабиба бин Маслама - на Тифлис , Хузайфата бин Асида - на Лланские горы и Салмана бин Рабиа - в другую сторону. Войска Букайра овладели Муканом, жители проявили покорность и попросили перемирия. Букайр заключил с ними письменный договор такого содержания:
«Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим - в день Великого Суда. Это [письменный договор] вручает Букайр бин Абдуллах гражданам Мукана - жителям кавказских гор. Гарантирую безопасность вам самим, вашему имуществу, вероисповеданию при соблюдении следующих условий: вы обязуетесь платить джизья в размере одного динара в год с каждого совершеннолетнего или же вещи по стоимости [динара]; указать дорогу и сопровождать мусульманина; дать приют и угощать мусульманина в течение суток.

Они остаются в безопасности, пока будут находиться в спокойствии и в сотрудничестве, а мы берём на себя исполнение обещанного. Аллах - Тот, Который помогает. Если они разорвут договор и станет очевидным с их стороны вероломство, нет для них амана (безопасности). И не будет амана до тех пор, пока они полностью не оставят вероломные поступки. Если покаются и оставят вероломство, с ним возобновят сотрудничество. Присутствовали и были свидетелями: Шаммах бин Зирар, Русарис бин Джунадиб и Хамалат бин Джувайят» .
Кроме Букайра остальные полководцы не имели успеха и не смогли одержать победу над врагами.
И вот когда они укрепили и сделали гармоничными и превосходными справедливость и равенство в Исламе, умер Суракат бин Амр ...

Нет большего счастья для человека, чем заслуженно носить название «сахаб», и нет лучших деяний, чем пожертвовать собой и всем ради распространения Ислама. Таким был известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Суракат бин Амр .

Мы просим у Всевышнего Аллаха баракат и заступничество нашего саййида Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников в день Страшного Суда!