Дагестанская свадьба очень многолюдная, шумная и музыкальная, столы «ломятся» от угощений, как говорится - пир на весь мир.

Принято отмечать две свадьбы – сначала свадьбу невесты в её доме, а потом свадьбу жениха уже в его доме. На свадьбах собирается от 500 до 1500 человек, бывает и больше.

Свадьба на Кавказе требует соблюдения многих традиционных обрядов и ритуалов. У кавказских народов принято, что как только появляется ребенок, его начинают готовить к свадьбе, а именно собирают приданое и копят сбережения. И когда наступает этот радостный день молодые и все приглашенные гости попадают в атмосферу роскоши, изобилия и веселья.

У дагестанцев очень важным обычаем является - помолвка – церемония объявления молодых женихом и невестой. Она сопровождается церемонией обручения. Сваты совершают ритуал сватовства. Договариваются с родителями о дне свадьбы, дарят подарки невесте. Потом молодые подают заявление в ЗАГС и начинаются предсвадебные хлопоты.

В настоящее время, после официального оформления брака в ЗАГСе молодые посещают мечеть для заключения шариатского брака. После этого молодые совершают поездку по историческим памятным местам, чтобы возложить цветы.

Современный женский свадебный наряд может выглядеть по-разному, но это всегда очень нарядно, дорого и грациозно:

По окончании поездки молодые отправляются в зал для торжества. Местом для проведения свадебного торжества может быть любой банкетный зал, ресторан, дом или навес на свежем воздухе. Свадьба начинается с почитания родителей, молодые благодарят и кланяются им. Свадебный стол накрывают по всем традициям национальной кухни: шашлыки, хинкали, долма, зелень, овощи, плов и пр.

Звучат длинные доброжелательные тосты и шутки, начинаются танцы. Молодым дарят подарки, деньги. Свадьба, заканчивается далеко за полночь и все отправляются к дому жениха, где происходит обряд посыпания на невесту орех, конфет и монет. На этом свадьба не заканчивается, и в зависимости от возможностей каждой пары, продолжается несколько дней, пишут в www.royal-wedding.ru

Раньше это происходило так.

Первый день.

У дагестанцев, как и у всех народов на Кавказе, население узнает о начале очередной свадьбы по звукам музыки, которая громко играет на крыше дома. В день свадьбы, принято, что женщины наводят порядок во всем доме, прилегающей территории, тем самым создавая более благоприятную обстановку для гостей. Мужчины (члены семьи и близкие родственники) - режут быков и мелкий рогатый скот, а женщины потом обрабатывают мясо для плова, долмы, шашлыка и других национальных блюд. Как правило, участники этой процедуры гадают по внутренностям животных. Обычно, головы резаных быков, баранов насаждают на колы забора, кожу развешивают на деревьях для сушки и дальнейшей обработки, а рога быка прикрепляют на крышу дома.

Вечером собирается Совет близких родственников, на котором определяются обязанности каждого во время свадьбы, а именно выбирают:

- распорядителя, которого наделяют полномочиями управлять людьми (обслуживающим персоналом), материальными ресурсами, принимать решения, которые могут возникнуть в ходе проведения свадьбы;

- обслуживающий персонал;

- повара, который будет готовить основные блюда свадьбы и его помощников;

- посудомоек;

- ответственного по танцам;

- ответственного и его помощника по мероприятиям в доме жениха;

- гонцов, которые оповещают всех приглашенных;

- свидетелей со стороны жениха женского пола (родные или двоюродные сестры). На них возлагалась обязанность по охране зажженной лампы, которая горит во время танцев и других ритуальных мероприятий, а также на всем пути следования свадебной процессии;

- ответственного (архачи), который раньше всех оповестит о приезде невесты, чтобы гости успели выйти на улицу с факелами и сладостями.

- ответственного за работу с музыкантами;

В этот вечер никого из близких родственников нельзя забыть и не пригласить в дом жениха. Трапеза по случаю первого дня свадьбы продолжается до глубокой ночи.
В доме невесты, в этот день, проводятся работы по подготовке приданого и ритуальной халвы, а для гостей готовится вкусный и ароматный мясной суп.

Второй день.

Утром все мужское и женское население приступает к выполнению своих, ранее оговоренных, обязанностей. Родители жениха посещают родовые святилища или другие святые места. Производится жертвоприношение.

Существуют разные ритуалы прибытия музыкантов к дому жениха. Один из них гласит, что близкие родственники жениха, а иногда и ближайшие соседи собираются в назначенном вместе. Там выставляется большое количество подносов, на которое раскладываются различные сладости, халва, носовые платки, а в центр ставится бутылка с водкой, на которую одевают вареную курицу. Потом, вся процессия в сопровождении музыкантов направляется к дому жениха. Содержимое подносов складывается в большой сундук. И уже после окончания свадьбы все участники этой «акции» (только мужчины), приглашаются в дом жениха. Хозяева благодарят всех за помощь в проведении свадьбы и раздают поровну подарки.

Другой ритуал более прост: музыкантов приглашают из другой местности и на подходе они начинают громко играть, что означает извещение о свадьбе, а также о приглашении всех на нее. Народ бежит на встречу, и в их сопровождении, вся церемония с танцами и пением двигается в дом, где проводится свадьба.

По договоренности, в дом невесты отправляют мясо (или живых животных), муку, рис, сахар, масло, разные приправы. Повар (мужчина) и его помощники разжигают огонь и готовят полуфабрикаты для свадебных блюд, а также маринуют шашлык, женщины готовят долму.

Третий день.

Начинался с ритуальной музыки, которую играли музыканты на крыше дома. Это своего рода молитва, которая просит богов благословить молодых на счастье. Ближе к 12 часам дня, процессия (20-25 человек), состоящая из близких родственников жениха (в основном женщин) в сопровождении музыкантов, а также нескольких мужчин и юношей, направляется к дому невесты. Возглавляет процессию юноша с флагом своего рода (обычно красным), а другие мужчины держат флаги родственных родов. Женщины несут в дом невесты одежду и над головой держат подносы, в которых находятся сладости. Женщины поют свадебные песни, в том числе и ритуальные. Всех приглашают в дом, где для них приготовлены закуски и угощения. Был и другой вариант приема процессии: гостей встречали приветливо, угощали, забирали подарки, а в дом не пускали. Подарки в основном включали в себя: 2 хлеба, тарелку халвы, платок, мешочек для табака, подушки для иголок, нитки, сладости, фрукты, овощи и т. д. Все подарки складывались в сундук, который невеста забирала с собой в дом жениха.

В этот день, после полудня, жениха в торжественной обстановке с музыкой и песнями провожали в дом брата отца или брата матери. В некоторых местностях существовал обычай ухода на период свадьбы не только жениха, но и невесты в «другой дом». Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы присутствовать при большом скоплении народа.

Гости приезжают или приходят на свадьбу из разных мест и собираются у входа, где будет проходить торжество. Они посылают к хозяину свадьбы (тамаде) мальчика или стреляют в воздух, тем самым, сообщая о своем прибытии. Гостей встречают музыканты и тамада, а могут встретить и те, кто приглашал их на свадьбу. С каждым гостем здоровается один из близких родственников жениха или помощник тамады. Гости дарят подарки и начинаются танцы.

 

Четвертый день.

День, когда невесту привозят в дом жениха, сопровождается интересными ритуальными обрядами: проводятся соревнования по разным видам военных искусств; устраивается стрельба и скачки; организуется имитация засады на процессию невесты и трогательное прощание родителей невесты со своей дочерью.

Свадебное торжество начинается ближе к полудню. Назначенные накануне управляющий (тамада) и его помощники следят за порядком и уровнем обслуживания, а также решают все возникающие проблемы. После трапезы, ближе к вечеру, начинаются танцы. Чаще всего площадку для танцев готовят заранее и обустраивают ее лавками и скамейками. В первых рядах садятся старейшие рода и уважаемые гости, остальные размещаются за ними. Для танцев собирают молодежь повсюду. До официального начала танцев (дем) собираются дети и юноши. Родственницы жениха надевают мужские одежды и под веселые возгласы всех собравшихся танцуют. Дем открывает аравул (главный танцор). Под специальное музыкальное сопровождение с ним танцует сестра жениха, постепенно к ним присоединяются еще несколько пар. Таким образом, начинается состязание танцоров. Как правило, танцуют парами: мужчина и женщина. С началом новой мелодии на площадку выходят девушки (женщины) и только после этого к ним присоединяются мужчины. Иногда между мужчинами возникал спор из-за выбора женщины, но его благополучно решал аравул. Особый восторг публики вызывал «танец быка», его танцевали ряженые в бычью шкуру и бычью маску мужчины. «Бык» бодал зрителей, гонялся за девушками, молодыми мужчинами и детьми. К концу мероприятия, гости просили отца жениха станцевать танец «медведя», чтобы повеселить собравшихся. Как правило, танцы заканчивалось к полуночи.

После полудня, к дому жениха приезжал гонец. Если у него на стволе ружья водружена вареная голова барана, это означало, что невеста готова для отправки в дом жениха и за ней можно направлять процессию. Его угощали и дарили подарок.

Перед тем, как отправится за невестой, организовывали стрельбу из ружья. Лучший стрелок, который попадал в мишень, получал подарок. Неотъемлемым атрибутом свадебных торжеств являлись скачки. Накануне, тамада оглашал список всех участников (около 20 и более всадников), жених на первом месте. Ну и те гости, которые имеют коня или могут его достать, тоже могли приять участие в соревнованиях. Мужчины показывали различные сложные трюки, тем самым, демонстрируя свою силу и ловкость перед девушками. Победителям дарили подарки.

Организаторы (чархачияр) этого мероприятия, как правило, их двое  и они  выделяются из толпы своим одеянием: своеобразным головным убором (буьшме), или одеждой из дорогой материи красного цвета. Один из них, опережая всадников, сообщает дому невесты о приближении процессии жениха, а другой сообщает о прибытии невесты в дом жениха.

Жених в чужом доме.

Когда невеста прибывала к дому жениха, он находился в другом месте в окружении своих друзей, где его поздравляли родители. Мать приносила с собой разнообразную еду и сладости. Родственники жениха (мужчины) тоже приходили в этот дом и поздравляли молодого – дарили деньги, а женщины (их жены) - угощения. Вошедшие в комнату, выйти уже не имели права и должны были присутствовать на веселье до конца. Танцевали все много и зажигательно. Поздно вечером жених и свидетели уходили в дом к невесте, а остальные продолжали празднование. Поздно ночью от невесты уходили женщины и подруги. С ней оставалась только ее наставница (енге), которая давала различные советы, в том числе, как вести себя в первую брачную ночь.

Жених и невеста встречаются.

Как правило, невеста ожидала прихода жениха, стоя в углу комнаты. Жених спрашивал невесту, действительно ли она хочет быть его женой, и только после утвердительного ответа, муж выполнял свой супружеский долг. Спустя некоторое время, жених сообщал о девственности своей невесты и показывал свидетелям подтверждение этому. В знак удачной женитьбы, свидетели жениха стреляли в воздух. Наставница невесты отправлялась сообщить об этом матери жениха, за эту новость она получала подарок. Если невеста оказывалась не девственницей, брак расторгался. Ее в ту же ночь отправляли обратно в дом родителей, но такое встречалось крайне редко. Бывало и так, что вместо опозоренной девушки родители жениха подбирали другую, чтобы избежать дополнительных расходов на сватовство и свадьбу. Если замуж выходила вдова, то свадьбу не делали. Организовали небольшой ужин в присутствии близких родственников, как правило, без музыкантов.

Пятый день: пиршество жениха.

Начиналось пиршество в доме жениха уже с невестой и родителями.

По традиции, жених должен быть одет в папаху, на которую всегда кто-то покушался, и если ее похищали, то требовали выкуп, либо деньги, либо курицу или вино. Жениха по очереди поздравляли и дарили подарки отец и мать, а потом братья и сестры. С этих поздравлений начиналось торжество. Избирали тамаду. Представителям родов, которые в предыдущие дни под родовыми знаменами, участвовали в свадебных мероприятиях, разрешалось приходить со своими женами. Все дарили подарки. После полудня гости расходились.

На следующий день близкие родственники жениха раздавали подарки всем соседям, а невеста шла на кухню, где она угощала всех тех, кто помогал на свадьбе. Таким образом, происходило ее знакомство с родственниками мужа.