Началось все это много, много веков назад. И продолжается по сей день. Сельских детей при непослушании пугают пришествием ведьмы, мол, придет Гъартай и заберет тебя.

Подумать только: у шайтанов есть свой годекан! И не где-нибудь на соседней улице у неизвестного Нуцалхана, а прямо на пороге нашего собственного дома. Когда услышала, хихикнула. Горцы журят: «Лучше не смейся. С ними не принято шутить. Могут задушить ночью».

Оказывается, в компании мифологических существ Дагестана шайтаны не самые коварные. А странные символы на стенах домов в наших селениях, подковы и рога над воротами — обереги от джиннов и прочей нечистой силы. Уж наши предки явно знали, как вести переговоры с параллельным миром.

Готовим подношения духам

Ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, профессор кафедры всеобщей истории ДГУ Руслан Сефербеков давно изучает особенности национального фольклора, мифологию, сказки, легенды, словом, все об этих невидимках. Особый интерес представляют народные способы защиты от них. Ученый признается, что и сам не раз подвергался нападению изучаемых объектов.

По древним верованиям, духи являются причиной всех несчастий человека.

— Кроме того, что бывают добрыми и злыми, они еще делятся на природных и домашних. Моя монография была посвящена характеристике типологически классифицированных персонажей низшей мифологии народов Дагестана — домовых змей, домовых, демонов — антагонистов беременных, рожениц и новорожденных, демонов болезней, демонов кладбища, ведьм, джиннов и шайтанов. Представления о них сохранились в мифах, обычаях, обрядах, верованиях, играх, фольклоре, лексике и фразеологии народов Дагестана. Собраны большой материал и много интересных историй наподобие этой. По поверьям жителей селения Цовкра-1, в центре их села расположена скала Ассар ххяллу, по которой якобы проходит дорога шайтанов. Говорят, каждую ночь по этой скале ходят черти. Поэтому люди в темное время суток стараются не показываться здесь, дабы избежать встречи с нечистой силой. Особенно боятся наступить на шайтана, который в наказание мог ударить человека или животное, отчего у тех наступал паралич лица и тела, — рассказывает ученый.

«Гургури-мегури»

По его сведениям, домовые и прочие духи очень даже надоедливы. Если понравится им кто-то, то все — караул. Так, одного мекегинца каждую ночь в течение длительного времени донимал домовой. Тот решил подкараулить назойливого друга. Когда существо появилось в комнате, мужчина с размаху его ударил. Оно разлетелось на мелкие шарики, но тут же приняло прежний облик. Затем с криком «гургури-мегури» вылетело в окно и больше не являлось.

— В мифологиях народов Дагестана присутствует образ домовой или фундаментной змеи. Например, довольно устойчивые представления об этом образе сохранились у представителей аваро-андо-дидойской этноязыковой общности. По верованиям андийцев, домовая змея обитает в каждом жилище. А чтобы понять, что она именно домовая змея, читали молитву. Если не исчезала, значит — обычная. Ее никогда не убивали. Верили, что принесет баракат, — продолжает вводить меня в демонологический мир Руслан Сефербеков.

Дагестанские домовые

Как бы ни относились у нас к домовым, их присутствие якобы хоть раз ощущал каждый. И сегодня в одних селах считают, что после их визитов люди обязательно заболевают. В других, например, в Анди, приписывают им благородные черты. Говорят, что человека, которого он душил, ожидает беззаботная жизнь.

Слушаю и думаю, как же все-таки хорошо, что у сельских жителей за столетия накопилось немало ценных советов в нескончаемой борьбе за власть над душой, тем более что существа эти были довольно-таки крепкие и хитроумные. И все методы основаны на личном опыте общения с потусторонним миром.

Итак. Есть такие духи, которые, прежде чем душить, спрашивают: «Тебе чего?» Не теряйтесь, смело говорите о своих материальных желаниях: дом, машина, украшения. Согласно легендам, все непременно сбудется.

Старшие также убеждали, что они обладают волшебными предметами и магическими способностями и могут исполнить любое желание или предсказать будущее. Говорили, если удастся утащить шапку-невидимку через границу миров, то есть через дверной порог, она навсегда ваша. Да, такой эксклюзив не купить ни в одном модном бутике мира.

Но за попытку кражи можно здорово поплатиться. Чтобы избежать неприятных столкновений, наши мудрые предки заключали деловую сделку. Задобрить домового старались с четверга на пятницу или с воскресенья на понедельник. В углу сарая или хлева клали для него специальные угощения. Это был хлеб, обмазанный халвой или нарезанный большими ножницами треугольными формами. А чтобы наверняка проверить, домовой ли заходит в дом, за порогом рассыпали песок или золу. Ходят слухи, что однажды обнаружили большой бесформенный отпечаток.
Злая волшебница

В некоторых лакских селах в изголовье люльки обязательно кладут метлу и Коран, чтобы волшебница «лутIу» не забрала дитя. Ведьмы в дагестанской мифологии — отдельная глава. Судя по дошедшим до нас рассказам, иногда все же людям удавалось их победить.

— Если домовые змеи, с которыми связывали домашнее благополучие, изобилие и достаток в доме, были в целом благодетельны, домовой — двойствен и амбивалентен, то демоны, основным объектом которого были беременные, роженицы и новорожденные, были однозначно настроены враждебно. Они занимали заметное место в мифологиях аваро-андо-дидойской, лезгинской и тюркской этноязыковых общностей Дагестана, а также у даргинцев, лакцев, горских евреев, татов и дагестанских русских, — говорит Руслан Сефербеков.

Наша каша

А наша любимая горская каша из семи злаков имеет престранную историю возникновения. И здесь тоже не обошлось без вмешательства демонов.

Ритуальное блюдо готовилось строго 22 декабря. На главном годекане в 5-6 огромных котлах варили злаки, собранные со всего села. Вечером, до наступления темноты, угощение раздавали, бульон разливали вокруг дома, им обрызгивали все углы жилища, кровати, хлебные лари, чтобы никто из домашних не болел.

Лезгины же считали, что прежде всего надо защищаться от джиннов и шайтанов. Лакцы говорили, что шайтан может забраться в сосуд с питьевой водой, если горлышко и носик не прикрыты полотенцем. До сих пор, наливая воду из кувшина, произносят молитву, потому что на краю любого сосуда может сидеть шайтан.

Материал "ДП"