Министерство культуры Российской Федерации организовало в Государственном музее Востока выставку «Письма иноверца» Магомеда Кажлаева. Она открылась 16 марта и продлится да 31 марта.

На выставку Магомеда Кажлаева пришло очень много друзей, знакомых, которые уже хорошо знают его картины, а также дагестанцы, для которых его картины являются открытием. Отмечу, что людям, которые не знакомы с языком орнамента, очень сложно понять, что изображено на картинах.

Одна из посетительниц выставки сказала, что прочла пособие «Язык орнамента», после чего ей открылся этот богатый и сложный мир. Для меня в этих картинах кроме культового, символического плана, слышатся ритмы подобные музыке. И в некоторых его картинах есть тексты, которые обогащают и дополняют, изображенные символы. Мне все понятно: «Это очень хорошие, точные работы!».

Автор, Магомед Кажлаев, для которого эта выставка является долгожданным событием, отметил:
— На выставке представлен цикл моих работ, и назвал я этот цикл «Письма иноверца». Я много лет живу в Москве, люблю этот город и наш народ. Но я все-таки другой и в искусстве как бы не попадаю в тренд. Но это не значит, что я иноверец.

Когда начали делать выставку, было предложено назвать этот цикл просто «Письма», но сам «запах» этого звучания, он тут как бы отдувает в этом городе, он заставляет мыслить: «А почему?». И вот этот вопрос как раз таки и есть самое главное почему, к этому надо относиться легко. Я не коммерческий художник, не стараюсь быть в тренде. В этом, наверное, и заключается моя непохожесть на других. Я всю жизнь занимаюсь этим делом. Здесь как раз собраны мои работы и 1990-х годов, и новые, которые переходят в минимализм. Я не хочу никому ничего объяснять насчет названия выставки, человек должен сам размышлять. Для того чтобы понимать эти картины, этим нужно жить, нужно знать историю искусства.

0

Российский художник, скульптор, живописец, график, заслуженный художник Республики Дагестан Аладдин Гарунов рассказал, что Магомед — очень сложный и цельный художник.
— Он весь внутри сплетен из искусства. Это элитарная атмосфера его искусства, потому что он никогда не делал акцент на публику, он был весь в себе и полностью в искусстве, задачи чистого искусства без всяких примесей, идеологий или еще чего-то. Магомед своего рода какой-то маргинал, но в хорошем смысле, остаться таковым в современном мире очень сложно, но ему это удается, не знаю, кто его поддерживает, ведь это не коммерческие работы в какой то степени. Его абстрактное искусство — это не просто взять и намазать, он чисто физически выкладывается во все работы. Он даже может делать такие работы, где видно его кровь и пот в картинах, это даже преферанс такой, где нужно видеть, как он работает. «Письма иноверца» понять очень сложно, возможно, это некое, может быть, послание, опирающееся на такое дагестанское искусство, потому что видны эти орнаментальные ритмы. Мы ведь часто опираемся на наше искусство.

На Воробьевых горах открыли выставку Дагестана
В Московском метрополитене открылась выставка дагестанских промыслов


Картины Кажлаева — это как бы сочетание восточного и западного орнамента, но он делает их по-своему. Он не берет и просто использует, а он перерабатывает через внутренний мир, через свое понимание эти вещи и делает что-то опять новое. Мне нравятся полуабстрактные картины, где срабатывает фактура, цвет на подсознательном уровне, то есть объяснить абстракцию невозможно, мы опираемся на свое внутреннее я, и наши эмоции выходят на холст. Здесь нужно, наверное, 99% подсознательного, и 1% нужен для того, чтобы как-то управлять тем, что выкладываешься на холсте, но он умудряется делать это все так, что вещи становятся какими-то глубокими. И это привлекает людей, особенно тех, кто понимает что-то в искусстве, его работы очень притягивают особых людей.

0

Другое мнение о выставке высказал Рауф Мунчаев, советник Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук, который работает в институте археологии:
— Мне эти работы понятны, так как я вижу их не в первый раз, но у него есть картины реалистические, очень хорошие, с которых он начинал, но сейчас, вы видите, они не в моде. Я думаю, что эта мода модернизма продержится недолго, и Магомед напишет еще много интересных картин.

Магомед Кажлаев родился 18 июня 1946 года в селении Кази-Кумух (Дагестан). Учился в Дагестанском художественном училище и Московском полиграфическом институте. В выставках различного уровня участвует с 1971 года. Участвовал в выставках неофициального искусства в Москве в 1970-е годы. Работал в системе художественного фонда Дагестана и Московской области. Преподавал в детской изостудии. Живет и работает в Москве и Махачкале.

Смотрите фотоальбом с выставки>>

Патимат Расулова

Выпуск продукции осуществлен при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы