В двух метрах вокруг меня нет ничего необычного. Куски глобализации, и только. Хотя привычные нам предметы имеют необычную историю. Впрочем, лично я редко задумывалась об их появлении на свет, не придаю значения деталям. Оказалось, зря… Наш разговор начинается с демонстрации свежих фотографий еще в коридоре Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН: «Посмотрите, такие удивительные находки. Дошли до нас в первозданном виде. Я просто рад», — говорит еще не совсем пришедший в себя после плодотворной командировки доктор исторических наук Амирбек Магомедов.

Эмоциональный и уставший, но такой довольный учёный спешит готовиться к новым открытиям. Мой журналистский интерес ведет за ним, в ту самую комнату, где «варится» жизнь этнографа с кисточкой в руках и удачей на конце лопаты. Страсти, угрызения совести, метания, открытия, ощущения потери и радости преодоления, и вот она — замочная коллекция. Столетние замки, задвижки, застежки… — Это уникальные вещицы?— Они большая редкость — стопроцентные музейные варианты. Кузнечные замки Дагестана — нераскрытая страница нашей исторической культуры. Этнографические, как и иные, открытия случаются не часто. Так и в нашем случае.

В 2016 году, оказавшись в экспедиции по гранту РГНФ в селах Дахадаевского района, мы с коллегой, кандидатом филологических наук Хизри Юсуповым обратили внимание на накладные замки в селении Кубачи. Подобные можно встретить только в разрушающихся аулах. В этнографических исследованиях разных лет ни строчки о развитии традиционного замочного дела в Дагестане. Ничего, кроме информации о промыслах слесарей с. Харбук, занимавшихся в конце ХIХ в. изготовлением различных железных замков, — рассказывает Амирбек Магомедов.

Хизри Юсупов вспоминает, как это было: «Дом Джалила Магомедова, на дверях которого нашли несколько замков, стоит с 1788 года. Судя по картине, сами двери относительно новые, а вот замки все время переставлялись. Потому можно уверенно говорить о временных рамках. Они одинаковые по стилю, но разного качества исполнения, — объясняет он.

— Так, харбукские мастера углы замочной накладки оформляли в виде лягушачьих лапок. Отсюда и название такого замка «гятIа мехI». Никаких сведений о кубачинских кузнецах, занимающихся изготовлением подобных железных замков, найти не удалось. Можно лишь предполагать, что ювелирное дело уже во второй половине ХIХ в. вытеснило все остальное». У наших ученых впереди еще много кропотливой работы, а пищи для размышления достаточно.

Дагестанская правда