- За плечами совсем непростая жизнь, но я тоже чувствую, что до конца как положено труд учителя не оценен. Это огромный героизм поменять Россию равнинную (я родилась и выросла на Кубани, в солнечной Адыгее) на совершенно не обустроенный, диковатый горный Дагестан. Спасением было то, что я выбрала самое замечательное, красивое и особенное селение в Дагестане.

Не пафос, а на самом деле я влюбилась в селение ЧОХ с первого взгляда. Село тоже меня приняло, я это почувствовала. Я получила уважение и признание. Но это только вначале. Я очень старалась раствориться среди этих людей потому, что «пришлый» - это оскорбительное для горцев обращение. Выучила язык, усвоила адаты, узнала историю Чоха лучше, чем сами чохцы. Но все твои заслуги исчезают, когда ты впадаешь в немилость к кому-либо. Я и через это прошла, но выстояла.

Содержать животных, косить траву, готовить аварские блюда - особого труда не составило. Для меня тяжело было понять характер этих людей. Я не могла тогда смириться с тем, что в отношениях на работе присутствует кумовство и круговая порука. Тогда мне тяжело было понять: как можно вчера ругаться последними словами, а сегодня садиться за один стол и как ни в чём не бывало продолжать отношения. Сейчас я именно этому качеству этих людей завидую. Именно это и даёт возможность Дагестанскому народу выживать. Тридцать с лишним различных национальностей и народностей в мире и дружбе живут с испокон веков. Понять это - дорогого стоит.

С самого начала я не жалела ни времени, ни нервов, ни сил для своей любимой работы. Очень жаль, что проработав так, как я работала, сейчас, чтобы получить какое-либо поощрение, мне нужно самой о себе всё написать. И это тогда, когда о себе пишут не самые лучшие и получают такие звания, регалии и доплаты к зарплате, наконец, что уже не захочешь о себе писать.

Это потому, что не хочется уподобляться незаслуженно отмеченным работникам образования. Я собирала материал на грант, но тоже не получила. Даже не поняла почему. Я так и осталась в своём воспитании.

Просить, подмазывать, давать взятки - это не моё. А ведь моя работа за мои 39 лет такая содержательная, что хватило бы на десяток учителей. Это не только моя непосредственная преподавательская деятельность. А ещё музейная работа, работа на пришкольном участке, кружковая работа, общественно-полезная работа.

В конце-концов - написание стихов, изготовление поделок из природного материала, занятие комнатными растениями. Список этот можно было бы продолжить. Но это будет уже отдельная история.

Я и сегодня работаю с не меньшим рвением и старательностью. Удручает то, что такая работа уже не востребована. Она никому не нужна. Образование погрязает в бесконечных реформах и конкурсах. Пора предпринимать меры по восстановлению первоначального значения образования. Иначе мы останемся без будущего.

Читайте другие материалы по этой теме>>