В народе говорят: лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать от других. Из этих соображений, чтобы узнать о непревзойденном искусстве унцукульских мастеров, корреспондент интернет-портала «Россия для всех» Патимат Расулова приехала из Москвы в гости к одному именитому наследственному мастеру Гусейну Ахмедовичу Гасанову в село Унцукуль.

- Много раз видела и часто сама покупала в виде сувениров унцукульские изделия. Но если честно, не придавала значения и не думала о том, как они создавались.
В Дагестане множество одаренных людей, способных способных к разным видам декоративно-прикладного искусства. Истоки унцукульского промысла идут с XVII-XVIII веков.

Унцукуль - горное село мастеров, где производят художественную обработку дерева с насечкой металла - мельхиора, меди, латуни и серебра. Путем нанесения особым способом насечки создается узор на деревянных изделиях различной формы.
В наше время ассортимент унцукульских изделий значительно расширился. Мастера делают подсвечники, пудреницы, серьги, ожерелья, браслеты, бусы, солонки, декоративные тарелки, вазы, кинжалы и многое другое.

Вот теперь я своими глазами увижу весь трудный процесс превращения полена в произведение искусства, которым можно восхищаться часами и который приносит радость не одному поколению.

Оказывается, не любое полено пригодно мастерам для работы. Они тщательно выбирают материал, без кривизны и изъянов, более того, не все породы деревьев подходят для работы.

Далее производят разметку полена под будущую вазу (сегодня мастер задумал изготовить вазу). Вначале вручную топором очищают ее от коры. Очищенное белое полено устанавливают на токарном станке и разными инструментами придают ему форму вазы. За те несколько минут, что мы провели рядом с мастером, я поняла, что это очень тяжелая и пыльная работа. Гусейн работал без респиратора, хотя положено работать с ним. Мы все были белыми, как будто нас обсыпали мукой.

Я очень удивилась, когда мастер погрузил вазу в опилки и сказал: «Все, теперь она должна пролежать тут не менее года...»

В углу мастерской - горка. Думала, мастер собирает опилки для топки печи, а тут он раскопал целый клад: показал начатые работы, которые ожидают своего часа. А на вопрос «Как узнать, когда пора вытаскивать изделие?» мастер ответил:

- Запомнить дату погружения изделия в опилки невозможно. Я для себя пишу даты на каждом из них. Иногда бывает, что изделие до истечения срока дает скол, такие предметы сразу попадают вон в ту горку (он показал место, где он собирает такие изделия). Зимой они попадут в печку.
Если нет скола и изъяна, изделие попадает к мастерицам для нанесения насечки.

В этом хозяйстве семейный подряд, работа мужа передается жене Патимат Абдурахмановой, где в теплой приятной обстановке она наносит узор. Они вместе договариваются, какой узор и в какой последовательности наносить. Только после этого начинается инкрустация изделия металлической проволокой, то есть вбивание молоточком металла в дерево. Это в народе называют «ишан ч1вай». Есть разные мастера, и у каждого свой мотив - «Гвергил ишан», «Мартал ишан», «Дах1адал ишан» и другие, рассказал Гусейн.

Орнамент унцукульского искусства насчитывает много разных видов. Геометрические рисунки выполнены дорожкой из пластинок, заключенных с двух сторон проволочной нитью. Мастера используют прямые, волнистые, зигзагообразные линии, черточки, ромбики и кружочки.
Семьи придумывают свои особые виды насечек. И по типу нанесения насечек мастера могут сказать, кому принадлежит то или иное произведение искусства.
В Унцукуле есть хорошие мастера-инкрустаторы: Магомедова Сиянат, Магомедова Патимат и другие. Чем больше работы, инкрустации на изделии, тем оно стоит дороже.

Смотрите фотоальбом создания произведения искусства>>

- После всего этого в специальной мастерской мы наносим лак. Бывает, что не тот цвет получился, в таком случае мы снимаем лак и заново нужно перелакировать, - продолжил мастер.

На вопрос «Сколько лет проходит от начала изготовления произведения искусства до его завершения?» Гусейн ответил:

- Это очень кропотливая и трудоемкая работа, иногда от ее начала до завершения проходит до 10 лет. Один раз я за границей в музей предлагал свою работу. Оценщица, под микроскопом разглядывая изделие, начала придираться: «Вот, смотрите, тут неровно и тут...» И была в шоке, когда узнала, что все насечки наносим вручную. До завершения работы производят от 600 до 700 тыс. движений молоточком.

- У вас в селе, все, наверное, умеют производить эти работы?

- Раньше в школах на уроках труда детей обучали этому мастерству с 5-го по 10-й класс. А в последние годы перестали, ссылаясь на непонятные причины. Теперь в селе количество мастеров-производителей резко уменьшилось. При надлежащем внимании руководителей этого не произошло бы.

Справка: Из мастеров дореволюционного периода известно имя Юсупа Магомедова, которого хорошо знали и в России, и за границей. Со своими изделиями он уезжал во Францию, Англию, Турцию и Америку, где реализовывал их. В ассортимент изделий этого периода входили трости, курительные трубки, табакерки.
Особое развитие промысел получил в начале XX века, когда в 1926 году мастера объединились в артель. В 1937 году на международной выставке в Париже экспонировались работы унцукульских мастеров М.Кебедова, М.Гасанова и других. За участие в выставке М.Кебедов и его товарищи получили золотую медаль и дипломы первой степени.

В разные годы традиционным ремеслом занимались лучшие мастера - М.Кебедов, А.Магомед, М.Магомед, Г.Гереев, М.Ибрагимов, Г.Таймасханов, И.Абдулаев, М.-А.Газимагомедов, Г.Газимагомедов и др.

В Москве, в Кремле, в кабинете-музее В.И.Ленина и поныне хранится чернильный прибор изумительно тонкой работы - дар трудящихся Красного Дагестана вождю в 1921 году. Этот прибор сделали искусные унцукульские мастера.

P.S.: К сожалению, кризис 1990-х годов отразился не лучшим образом на промыслах Дагестана. Были закрыты многие производства, перестал функционировать и художественный комбинат в Унцукуле. Резко сократился объем производителей народного творчества.

Переход в 1990-е годы к рыночной экономике, приватизация основных средств производства, отпуск цен не просто осложнили ситуацию в селе, но и привели к нежелательным последствиям. Почти во всех районах начался отток сельских жителей в города республики и за ее пределы.
Нарушение традиционного уклада жизни повлекло за собой обесценивание эстетических и нравственных идеалов.

По сведениям Министерства культуры, в Дагестане в настоящее время имеется более 20 предприятий, производящих изделия народных художественных промыслов, в том числе 7 государственных унитарных предприятий и 4 муниципальных унитарных предприятия. Производством изделий народных художественных промыслов занимается более 500 индивидуальных предпринимателей. Всего в сфере народных художественных промыслов занято более 2 550 человек, проживающих в основном в горных и предгорных районах республики.
По объему производства изделий народных художественных промыслов Республика Дагестан в 2013 году вышла на первое место среди всех субъектов Российской Федерации.

Самым примечательным является то, что рассматриваются вопросы о возобновлении изучения народных художественных промыслов в общеобразовательных школах в селе Унцукуль, а также других селах, где производят произведения искусства непревзойденного качества, - Балхар, Хучни, Межгюль, Ляхля, Сулевкент, Гоцатль, Маджалис.

Надеюсь, должное внимание к народным мастерам и общеобразовательным школам, где обучают мастерству, приведет к развитию декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Смотрите фотоальбом создания произведения искусства>>